"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»
проект на тему

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_sungatovoy_f.i.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУО ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

кафедра дошкольного и начального общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Проблема преемственности между дошкольной организацией и  школой в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:

Сунгатова Фирюза Ильгамовна,

методист МКУ «Управление образования Сабинского  муниципального района  РТ»,

слушатель КПК по программе «Организационное и методическое сопровождение муниципальных систем ДО в условиях ФГОС ДО»

допущена к защите 22.03.2018 г.

 

Руководитель проекта:

Латыпова Расиля Ильдусовна, доцент, канд.пед.наук

Казань 2018г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..

1. Основы преемственности………………………………………………

2.Проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования…………………………………………………………..

3.Формы осуществления преемственности…………….………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                     а всегда опирается на определенную стадию развития,

                               проделанную ребенком ранее"

                            В.А. Сухомлинский

Введение.

Методологическими основами преемственности в процессе развития являются диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Особая роль принадлежит последнему закону. Как известно, новое не просто отрицает старое, оно постепенно вызревает в старом и в последующем сохраняет его черты.                     

Общеметодологические идеи преемственности в процессе своего развития были реализованы применительно к таким наукам, как педагогика и психология.

Концептуальные основы преемственности в психологическом  аспекте представил Л.С. Выготский, который выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии личности. Он подчеркивал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Обосновывая это положение, Л.С. Выготский отмечал, что обучение и развитие в школе соотносятся друг с другом так, как зона ближайшего развития и уровень актуального развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он способен обучиться. Следовательно, обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низший порог; однако оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще не созрело. Возможности обучения определяются законом его ближайшего развития».

Проблема преемственности в обучении и воспитании является  комплексной, ее разрешение требует совместных усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Поэтому ее нельзя определить лишь как взаимосвязь между отдельными элементами педагогического процесса в детском саду и начальной школе. Так, А. В. Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «...внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой».

В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование, являясь первым уровнем системы общего образования, обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Первым шагом в решении данной проблемы должно быть определение единых подходов в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Согласно статье 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ (далее – Закон "Об образовании в РФ") образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть преемственными. Основанием для реализации принципа преемственности являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). Стандарты дошкольного и начального общего образования в обязательном порядке определяют необходимость реализации преемственности на данных уровнях. Так, ФГОС НОО прямо указывает, что стандарт направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который также предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 6, 7 Приказа МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373).

Во ФГОС дошкольного образования указано: «Стандарт направлен на решение следующих задач: 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" (N 273–ФЗ от 29.12.2012) на дошкольном уровне обеспечивается «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста, уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».

Задача начальной школы определяется Федеральным законом как «формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» (ст. 64 Закона "Об образовании в РФ").

Инструментом реализации указанных целей выступает образовательная программа. В соответствии со статьей 2 Закона "Об образовании в РФ", «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Стандарт дошкольного образования указывает в качестве оснований преемственности целевые ориентиры: «4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Для установления глубинных, преемственных взаимосвязей стоит ещё раз напомнить идеи Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о специфике дошкольного обучения: «Обучение в данном возрасте носит своеобразный характер. Оно происходит не в форме целенаправленной учебной деятельности, как у школьника, а в процессе непосредственного ознакомления с окружающим, живого общения с взрослыми, различного вида специфически дошкольных игр и занятий» (А.В. Запорожец. Научная концепция НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. http://www.tovievich.ru/).

Для реализации на практике положений Закона "Об образовании в РФ" и ФГОС возникает потребность анализа педагогических основ и организационных условий реализации принципа преемственности в современных условиях дошкольного и начального общего образования.

Цель:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

1. Основы преемственности

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Есть необходимость на данном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

  • уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;
  • начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.

В понятие “готовность к школьному обучению” или “школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер. В структуре готовности, педагоги детского сада выделили следующие наиболее значимые компоненты:

1. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интерес 

Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый  овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.  Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

•        замену учебного блока на образовательные области

•        увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

•        изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

•        изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Сотрудничество детского  сада  и школы,  осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Организационно-методическое обеспечение (Работа с педагогами)
  2. Работа с детьми дошкольной группы
  3. Работа с родителями.

2. Проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка:

развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; 

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

3. Задачи преемственности обучения дошкольного образования и младшей школы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Как же сделать так, чтобы дети, переходя в школу, как можно быстрее адаптировались?  Для этого педагоги в своей работе  должны широко использовать игровые приемы, ситуации, моделирование и экспериментирование. Дети  в начальной школе должны больше петь, танцевать, рисовать, конструировать, участвовать в школьных концертах, театрах и спортивных секциях.

Привычные и традиционные уроки надо превращать в экскурсии, походы, сказки, приключения.

Адаптация у первоклашек, как и у детей поступающих впервые в детский сад может проходить по-разному. Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования  в саду психолог должен проводить тесты и беседы, как с детьми, так и с их родителями. В школе тоже   проводят работу с детьми и родителями,  причем в несколько этапов.

1- й этап -  Организовывают собрания родителей, желающих отдать своих детей в  школу. Цель – дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс. Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Данное собрание проводит администрация детского сада, школы совместно с учителями будущих первых классов и их родителями.

2-й этап –  Встреча учителей с детьми. Цель – взаимное знакомство. Деление детей на классы. Задача встречи – выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, способность общаться со взрослыми и сверстниками.

3-й этап – Проводятся  занятия с детьми 6 –летнего возраста по подготовке детей к школе. В ходе этих занятий выясняется умение детей мыслить, уровень развития их речи, внимания, памяти. После каждого занятия проводится консультация с родителями. Обращаем внимание родителей на важность развития внимания, памяти, мышления детей при подготовке их к школе.

4-й этап –  Проводятся  консультации с родителями будущих первоклассников. На этом этапе родители знакомятся с педагогами, которые будут работать в данном классе, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года.

Работу на всех этапах ведут по трем направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.

Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение слоговому чтению, активизация словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Целью развития творческих способностей - подготовить ребенка-дошкольника к успешному восприятию школьной программы начального обучения, развитие словесно-логического мышления, воображения, дать стимул к познанию окружающего мира.

Данная система работы с дошкольниками даёт ощутимые результаты, т.к. помогает ребенку избежать стресса при переходе в школу, формирует положительное отношение к обучению.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислю задачи, которые,  на мой взгляд, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)

5.Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена.

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

''Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений'' - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В своей работе  воспитатели и учителя должны стараться следовать этим идеям.

Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:
  1. экскурсии в школу;
  2. посещение школьного музея;
  3. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  4. участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  5. выставки рисунков и поделок;
  6. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  7. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  8. участие в театрализованной деятельности;
  9. участие в проектах ДОУ
  10. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
  1. Работа с педагогами:
  1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  2. семинары, мастер- классы;
  3. круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  7. педагогические и психологические наблюдения.
  1. Работа с родителями:
  1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  3. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
  4. дни открытых дверей;
  5. анкетирование, тестирование родителей;
  6. образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
  7. визуальные средства общения;
  8. заседания родительских клубов

План преемственности ДОО и школы.

п/п

Мероприятия

Сроки

Методическая работа

1

- День знаний;

-Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

3

- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;

- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь

4

- Подведение итогов адаптации первоклассников;

- Анализ успеваемости первоклассников  за учебный год;

январь-

май

5

- Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

6

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

- во второй половине года:

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

Апрель

7

Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

8

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

9

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за текущий учебный год

Май

Работа с родителями

1

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

- Родительское собрание для будущих первоклассников

- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

2

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

3

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

4

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

 Родительские собрания «Задачи  детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

Май

Работа с детьми

1

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

2

Экскурсии в школу:

  • Знакомство со спортивным залом;
  • Знакомство с созданием школы;
  • Знакомство с классами (кабинетами);
  • Знакомство с библиотекой.

 В течение года

3

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

4

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль

5

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

6

Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май

Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в  сформированности  учебных универсальных действий от ДОУ к школе.

     Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
  • Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
  • Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.
  • Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.
  • Мотивационная готовность детей к обучению в школе.
  • Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.

         Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

В течение года   в детских садах так же были проведены:

-консультация для воспитателей ''Преемственность в работе ДОУ и начальной школы'';

-родительское собрание в ДОУ ''Как подготовить ребенка к школе'';

- выступление психолога о готовности детей к школе ( с результатами анкетирования и тестирований);

-методические рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»

Заключение.

На  основе теоретического анализа литературы по проблеме преемственности дошкольного образования и младшей школы, мы можем выделить следующее особенности:

-совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;

-сокращается адаптационный период ребенка в школе;

- у воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, решение проблемы преемственности, я вижу, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Подведя итоги, хочу сказать, что  «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".

Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
  3. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
  4. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
  5. Калганова И.Н., Шевчугова Н.Е. «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н.Ш. №2,2007,с.6.
  6. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2011.
  7. Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.
  8. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка  к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». — СПб., 2012.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
  12. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
  13. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
  14. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  15. Яковлева, Н. А. Психологическая помощь дошкольнику / Н.А.  Яковлева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...