Главные вкладки

    Развитие воображения у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
    статья (подготовительная группа) на тему

    Воображение является важным психическим процессом. Современное время диктует необходимость воспитания творческой личности,способной принимать нестандартные решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие воображения у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

    Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

    У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

    На первом этапе развитие воображения связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4 - 5 годам.

    Детское аффективное воображение с возраста 2,5 - 3 года - 4 - 5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы - фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).

    . К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

    Воображение в этом возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами. Неуемной фантазии шестилетнего ребенка трудно не поразиться...

    Одну из глав своей книги «Психология раннего детства» известный немецкий психолог В. Штерн назвал «Беззаботность детской фантазии». В этой беззаботности и рассматривает он преимущество детской фантазии. Так ли это? Действительно ли дети, как говорил Гете, «могут из всего сделать все»? В экспериментах Д. Б. Эльконина  детям предлагалось съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. Это вызывало протест не только детей 6-7 лет, но также средних и даже младших. Не все возможно, с точки зрения ребенка, даже в сказке. Например, в сказке, придуманной экспериментатором для детей 6-7 лет, в калоше варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла. «Нет, это не ее дело, - возражали дети. Лучше бы она плевалась чернилами».

    Своеобразный реализм, стремление следовать правде поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми шестилетнего возраста.          «Отлет» же детского фантазирования от действительности заключается главным образом в том, что ребенок, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, не знает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.

    Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.).

    К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это, в частности, находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода (Т. А. Репина, А. П. Усова и др.).

    Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов -заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко развертывается игра у детей 6-7 лет, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).

    Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.

    Нельзя не обратить внимания на большую эмоциональную окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком - настоящие. Немало искренности вкладывает ребенок в созданные им образы. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста. Воображение шестилетнего ученика часто носит всесоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем говорит воспитатель, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка (события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т. п.). Но воображение ребенка этим не ограничивается.

    В процессе создания образов, шестилетний ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений.

    К числу наиболее доступных для ребенка приемов преобразования действительности относится изменение величин предметов, доходящее до крайностей. Вообще преувеличение (гипербола) широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных не развитому еще пониманию (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.).Ребенок создает и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению в другой предмет, в другое состояние и т. п.

    В развитии детей изобразительное творчество занимает особое место среди других видов занятий. Обусловлено это, во-первых, тем, что увлечение разными видами изображения начинается очень рано (на втором году жизни), захватывает всех детей и устойчиво сохраняется до 12-13 лет. Во-вторых, это увлечение наблюдается у детей, воспитывающихся в неодинаковых условиях, в разных странах, у различных народов, в культуре которых содержится традиция каких-либо видов изобразительного искусства. Устойчивость, продолжительность и сила влечения детей этим занятием указывает на то, что в природе детства есть общечеловеческая потребность в изобразительном творчестве, и удовлетворение этой потребности обеспечивает развитие каких-то жизненно необходимых человеку психических способностей.

    Мы увидели, что, когда ребенку не хватает еще слов, руки и ноги еще не слушаются, а все вокруг интересно и непонятно, он начинает рисовать. Но для детей рисование не просто забава, но еще и труд. Ребенку нужно много чего сделать, чтобы его рисование дошло до определенного уровня совершенства.

    Увидели, что для развития рисования очень важна роль родителей. Именно от них зависит, будет ли ребенок рисовать в дальнейшем, и как он будет рисовать. С помощью рисования развивается воображение, и конкретные методики подтвердили это.

    Стоит задумываться родителям серьезно о том, как сделать так, чтобы ребенок прошел успешно все стадии развития в рисовании и не терял к рисованию интерес.

    Необходимым условием развития воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии воображения у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития воображения у старших дошкольников

    Развитие воображения у дошкольников. Как всякий психический процесс, воображение подвержено воспитанию. Поэтому воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно ...

    Проект «Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.»

    •В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.•Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психич...

    Развитие воображения у старших дошкольников

    Развитие воображения у старших дошкольников Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии пс...

    Развитие воображения у старших дошкольников во время релаксационных занятий с психологом.

    Чтобы добиться появления реакции релаксации, любой способ должен иметь две необходимые составляющие:1)    отвлечься от будничных мыслей, чтобы сосредоточиться на чем-то одном - мысли, з...

    Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

          Художественные техники – это система средств и приемов работы художественными материалами с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ. Ос...

    Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

    Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

    Программа развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности (раздел «Рисование»)

    Представленная программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....