Главные вкладки

    Сообщение на тему: «Проектная технология»
    консультация на тему

    Калинкина Светлана Юрьевна

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prektnaya_tehnologiya.docx31.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №7 «Золушка»

    Сообщение на тему:

    «Проектная технология»

    Автор: воспитатель

    Калинкина С.Ю.

    Рассказово


    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

    Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

     (Этимологический словарь)

    Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.

    • Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
    • Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
    • Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
    • Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

    Основные принципы дошкольного образования:

    1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником Субъектом образовательных отношений.
    2. Поддержка и инициативы детей в различных видах деятельности.
    3. Сотрудничество организаций, с семьёй.
    4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

                       В ФГОС ДО прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

    После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

     Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования:

    Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 

    ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ В ДОО?

    проекты:

    - помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

    - помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

    - способствуют развитию творческих способностей детей;

    - способствуют умению наблюдать и слушать;

    - способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

    - способствуют развитию мышления;

    - помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

    - развивают воображение;

    - развивают внимание, память, речь.

    СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

    Содержание проектной деятельности:

    1.замысел;

    2.планирование;

    3.подготовка и проведение;

    4.оформление и проверка результатов.

    Функции:

    1.познавательная;

    2.рефлексивная;

    3.развивающая;

    4.воспитывающая.

    Результаты:

    1.расширение и углубление предметных знаний;

    2.знания о структуре проектной деятельности;

    3.умение выдвигать и обосновывать гипотизы;

    4.умение выполнять эксперимент;

    5.умение представлять результаты.

    Деятельность воспитателя:

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.

    Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    Для реализации проекта педагог:

    - определяет этапы его реализации,

    - продумывает содержание деятельности

    осуществляет подбор практического материала.

    Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, взаимодействие с родителями.

    Особенности проектной деятельности в ДОО:

    Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

               Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

    Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

    Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:

    • Учёт интересов ребёнка.
    • Деятельность без принуждения.
    • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
    • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
    • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
    • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
    • Совместное с педагогом достижение цели.

    ПРОЕКТ – это 5 «П» + результат:

    • ПРОБЛЕМА;
    • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ;
    • ПОИСК ИНФОРМАЦИИ;
    • ПРОДУКТ;
    • ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

    Результат проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

    Специфические возрастные задачи для  младшего дошкольного возраста:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.​

    Познавательно-исследовательская деятельность.

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

    Старшая группа (от 5 до 6 лет)

    Проектная деятельность. Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

    Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

    Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

    Подготовительная группа
    (от 6 до 7 лет)

    Проектная деятельность.

    • Развивать проектную деятельность всех

    типов (исследовательскую, творческую, нормативную).

    • В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
    • Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
    • Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
    • В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
    • Помогать детям в символическом отображении ситуации

    ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:

    исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

     ТВОРЧЕСКАЯ :

    В ходе творческой проектной деятельности создается новый

    творческий продукт.

     НОРМАТИВНАЯ:

     В ходе нормативной проектной деятельности дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском

    коллективе, что позволяет

    развивать позитивную социализацию детей

    Классификация проектов
    По доминирующему виду деятельности (Киселева Л.В)

    Тип проекта

    Содержание

    Возраст детей

    Исследовательско-творческий

    Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности.

    Старшая группа

    Информационно-практико-ориентированны

    Информационно-практико-ориентированны

    Средняя  группа

    Ролево-игровой

    Использование элементов творческих игр.

    Младшая группа

    Творческий

    Результат работы - детский праздник, дизайн группы и т. д.

    Младшая группа

    Классификация проектов:

    по составу групп участников проекта:

    1. Индивидуальные;
    2. Подгрупповые;
    3. Групповые.

     ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ :

    краткосрочные -(1-3 занятий)

    средней продолжительности -(1-3 месяца)

    долгосрочные- (до 1 года)

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

    • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    • Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    • Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    • Составить плана-схему проекта.
    • Организовать сбор, накопление материала.
    • Включить в план схему проекта - НОД, игры и другие виды детской деятельности.
    • Продумать домашние задания для самостоятельного  выполнения.
    • Продумать форму  презентации проекта.

    Основные этапы метода проектов

    • Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
    • Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
    • - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • - в каких источниках можно найти информацию;
    • - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • - с какими предметами научиться работать для достижения цели.
    • Выполнение проекта – практическая часть.
    • Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.

    Преимущества метода проектов.

    1. Взаимодействие ДОО с родителями дошкольников

    Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

    Преимущества для педагогов ДОО

    Внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности:

    - повышает профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;

    - формирует профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: субъектном отношении педагога к ребенку;

    -определяет  мотивации;

    - формирует доброжелательное отношение к ребенку;

    - развивает систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем,);

    - создает продукт, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада). Делает индивидуальный подход с  учетом зоны ближайшего развития ребенка;

    Преимущества для  дошкольников:

    • увеличивается интерес к обучению;
    • возникает понимание того, как содержание одной исследуемой темы связано с другими темами и направлениями деятельности;
    • достигается более глубокое и осознанное накопление умений и навыков необходимых для следующей ступени образования.

    Проектный метод обучения помогает:

    • в формировании у дошкольников целостного образа предмета, явления или события. Например, если тема образовательного проекта – «Дома», то во время работы над проектом дети получат представления о домах разных видов, из разных материалов, различного назначения, сказочных и реальных «домах», домах зверей и птиц, строительных профессиях и т. п.;
    • в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети при выполнении различных заданий по ходу проекта учатся работать и самостоятельно, и в паре, и в партнерстве со взрослыми.
    • в интегрированном решении задач различных образовательных направлений. Различные задания по теме проекта позволяют уточнять или расширять представления детей о предмете или явлении, формировать элементарные математические понятия, развивать навыки предчтения, письма (копирования, мелкой моторики, изобразительных умений и др.)
    • в обеспечении индивидуализации образования за счет использования разноуровневых заданий;
    • в предоставлении дошкольникам выбора содержания. Дети могут выбирать то, с чем им наиболее интересно работать. Например, рисовать или мастерить макет домов, в которых живут люди, или жилище животных;
    • в реализации права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках практической деятельности проекта дети самостоятельно принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности: рассматривать книги, раскрашивать, дорисовывать, штриховать, считать, копировать слова, распутывать лабиринт, готовить картинки для книжки-малышки или что – то еще.
    • в наглядной демонстрации родителям ежедневных достижений детей. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы, но получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям, а можно выполнить дома вместе с родителями.

    При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

    I этап. Подражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

    На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

    Второй этап – развивающий

    Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

    У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

    Третий этап – творческий

    Он характерен для детей 6–7лет.

    Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

    Как разработать проект

    Определить цель проекта.

    Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

    Определить состав участников проекта.

    Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).

    Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)

    Реализовать проект.

    Представить итоговый продукт совместной деятельности ( мероприятие, праздник, выставка и др.)

    Проанализировать результат.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира .

    Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

    А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение на тему Проектная деятельность в ДОУ

    Главная задача российской образовательной политики – обеспечение качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич...

    Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"

    Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...

    Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошеольниками»

    Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

    Сообщение на тему: «Игровые технологии в экологическом воспитания дошкольников»

    Целью экологического воспитания является: - формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире...

    Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий».

    Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий»....

    Сообщение на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

    Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение опреде...