Сообщение на тему: «Проектная деятельность как инновационный метод по формированию безопасности детей на дороге».
консультация на тему

выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_soobshchenie.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида

   Сообщение на тему: «Проектная деятельность как инновационный метод по формированию безопасности детей на дороге».

Воспитатель: Бадреева Г.Р.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Проблема обучения детей безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, художественно – эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.

Самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Статистические данные об участии детей в дорожно – транспортных происшествиях, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направило нас на поиск новых, более совершенных подходов в решение данного вопроса. Самым эффективным методом является проектная деятельность. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

          Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является  педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. В основу проектов положена идея интеграции содержания образовательных областей вокруг единой темы. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

 Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Главное в проектной деятельности то, что проект не “привязан” к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Реализация проекта показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);

– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение этих правил на дорогах гарантирует ГИБДД;
– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения, и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения на дороге. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

Тематика проекта: информационный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (2 недели).

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта: По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Дорога без опасности».

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;

- сформировать представления о значении светофора и его сигналах.

Развивающие

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.

Воспитательные

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие. 

 Предполагаемый результат:

  1. Сформированность у детей в соответствии с возрастом элементарных знаний и представлений по теме «Правила Дорожного Движения».
  2. Сформированность навыков культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
  3. Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе.
  4. Внедрение проектной деятельности в практику работы группы.
  5. Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
  6. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах безопасности.

Этапы проекта

Первый этап – подготовительный

- изучение и анализ уровня знаний и представлений воспитанников по предложенной теме;

- подбор методической литературы;

- подбор художественной литературы и интернет ресурсов;

- разработка конспектов НОД.

Второй этап – основной

-беседа;

- чтение художественной литературы;

- НОД;

- дидактическая игра;

- просмотр презентации;

- просмотр мультфильма;

- конструирование из бумаги;

- рисование;

- лепка;

- рассматривание иллюстраций;

- игра – инсценировка.

Третий этап – итоговый

- выставка;

- игра – викторина.

Реализуемые мероприятия

Совместная деятельность

  1. Беседа «Вышел из дома – будь внимателен».
  2. Чтение художественной литературы С. Михалков. «Дядя Степа - постовой», «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога»  Т.А. Шорыгина,  «Светофор»  А. Северный,

               «Мяч»  С. Маршак.

  1. Игра – инсценировка «Регулировщик».
  2. НОД. «Нужно слушаться без спора указания светофора».
  3. Музыкальная игра «Передай жезл».
  4. Конструирование из бумаги «Светофор», «Машина».
  5. Рисование. «Я рисую дорогу».
  6. Лепка. «Зебра». Плоскостной барельеф.
  7.  Просмотр презентации для детей «Дети должны знать».
  8.  Просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики учат правила дорожного движения».

        Самостоятельная деятельность

  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Улица. Дорога».
  2. Дидактические игры «Угадай знак», «Разрезные картинки», «Транспорт. Угадай машину».
  3. Конструирование из крупного строительного материала «Перекресток».
  4. Раскрашивание специальных машин.

Взаимодействие с  родителями

  1. Привлечь родителей к подбору информации по заданной теме.
  2. Консультация для родителей «Дорога без опасности».
  3. Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности».
  4. Совместная работа родителей и детей. Выставка рисунков на тему «Дорога до детского сада».
  5. Игра – викторина  «Соблюдайте правила дорожного движения».

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности по обучению детей правилам дорожного движения и воспитания у них привычек, поведения умелых, осторожных пешеходов.

В результате целенаправленной работы дети получили глубокие знания по теме “Правила дорожного движения”. Дети научились понимать, что они являются участниками дорожного движения. Освоили элементы дороги: дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток. Хорошо научились различать виды транспортных средств: автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл. Ближе познакомились со средствами регулирования движения и освоили значение цветовых сигналов светофора. Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. В процессе творческих игр дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Проект способствовал и развитию социальной компетентности детей: они свободно общаются с воспитанниками других групп, сотрудниками детского сада.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе!

В завершении хотелось бы отметить, кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО –ПРЕСС”, 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: "Мозаика-Синтез", 2008.
  3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб., "Детство-Пресс". 2010.
  4. Данилова Т.И. Программа “Светофор”. Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., изд. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
  5. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  6. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. – М.: “Издательство Скрипторий” 2005.
  7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО_ПРЕСС”, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Опыт работы детского сада по теме "Инновационные методы по формированию правил поведения на дорогах у дошкольников»

В стихотворной форме освещены  такие формы работы как: автодискотека, акция "Внимание дети" для родителей водителей, работа комиссии "за безопасность дорожного движения....

Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования

Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....

Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год

Описание работы с до школьниками по проектной деятельности...

Сообщение на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение опреде...

«Проектная деятельность как инновационный метод работы с дошкольниками»

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания...