Главные вкладки

    Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год
    проект по теме

    Бердникова Виктория Викторовна
    Описание работы с до школьниками по проектной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Представлено на МО

                                                                           воспитателей                                            

                                                                         15.02.2018 г.

            

    ОПЫТ
    на тему  «Проектная деятельность -  как инновационный  метод 

    работы с дошкольниками»

    воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23»

    Бердниковой Виктории Викторовны

    с. Алексеевское, 2018 год

               Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектная деятельность.

          Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

    Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

    Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

    Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

    Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

    Проблема;

    Проектирование или планирование;

    Поиск информации;

    Продукт;

    Презентация.

    Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

    Целью проектной деятельности в ДОО является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    -развитие познавательных способностей;

    -развитие творческого воображения;

    -развитие творческого мышления;

    -развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

    2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

    На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном  поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей и родителей.

    I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям и родителям, в результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает участникам процесса подтвердить в процессе поисковой деятельности.

     II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

    III этап работы над проектом – его практическая часть. 

    Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

    Заключительным IV этапом работы над проектом является презентация над проектом.

     Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и теме проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины :тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

    Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать с опекой и помощью родителей.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    исследовательско -творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

    ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности ( 1-3 месяца), долгосрочные (до 1 года)

    Проектная деятельность стала ярким, развивающим, интересным методом в моей работе с дошкольниками.  За четыре года моей работы воспитателем  мною было разработано и реализовано  10  проектов.

    Проект «Моя дружная семейка»

    Одним из эффективных способов развития сотрудничества детского сада и семьи является участие детей, родителей, педагогов в совместных проектах, результатом которых является обогащение родительского опыта, укрепление взаимоотношений с семьями воспитанников, установление эмоционального контакта педагога с родителями. Реализация совместного проекта «Моя дружная семейка» позволила обогатить воспитательные умения родителей, улучшить взаимоотношения между родителями и педагогами, родителями и детьми.

    Основными целями проекта стали:

    установление партнерских отношений между детским садом и семьями воспитанников;

    создание единого образовательного пространства детский сад – семья в условиях ФГОС;

    дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

    Реализация проекта включала в себя несколько этапов и проходила в течение месяца.

    Предполагаемый результат: объединение и сплочение семей группы, обогащение воспитательного опыта родителей, получение положительных впечатлений от участия в совместном  проекте.                          

    Проект «Масленица – блиноедка»

        Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение - "из уст в уста", "от сердца к сердцу".  Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

     Цель проекта: способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве, воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.

     Подводя итоги проекта  «Масленица – блиноедка» хочется отметить,   проект  познакомил  детей  с традициями русской культуры и русского народа.  Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребёнка и их родителей  незабываемые впечатления и помнить всегда праздники и традиции нашей страны .

    Проекты «Азбука - Здоровья», «Здоровый малыш-это здорово»

    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.  От  жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                                               В.А.Сухомлинский.                                                                                          

    Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать  у  детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

    Предлагаемый комплекс занятий, игр, развлечений  в проектах нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков  по гигиенической культуре.

    Цель : формирование  начальных  представлений  детей  о здоровом    образе  жизни, вызвать эмоционально-положительное отношение к играм, спортивным упражнениям, соревнованиям, к занятиям спортом, к совместным прогулкам на природу детей, родителей, воспитателей.

    Вывод:

    Совместные краткосрочные  проекты «Азбука здоровья» и «Здоровый малыш – это здорово!», способствовали формированию представлений  детей  о здоровом    образе  жизни, вызвали эмоционально-положительные отношения к играм,  соревнованиям, к занятиям спортом, к совместным прогулкам на природу детей, родителей, воспитателей.

    Проект «Елочка-зеленая иголочка»

    Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей  и их родителей к этому празднику. Проект ориентирован на детей младшего дошкольного возраста и их родителей и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Совместная деятельность взрослых и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

    Цель проекта: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников, обогащение социального опыта ребенка через различные виды деятельности, развитие у детей творческих качеств.
    Задачи проекта: 
    - формировать целостную картину мира у детей младшего 
    дошкольного возраста; 
    - развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей; 
    - создавать необходимые условия развивающей среды и 
    доброжелательную атмосферу для всестороннего развития 
    ребенка;
    - расширить знания родителей о традиции новогодней елки 
    и важности знакомства с ней детей; 
    - укрепить связи дошкольного учреждения с семьей. 

    Вывод.

     В процессе реализации данного проекта дети с интересом были вовлечены в образовательный процесс. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения

    объединение и сплочение семей группы, обогащение воспитательного опыта родителей, получение положительных впечатлений от участия в совместном  проекте.  У детей удалось сформировать умение замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки).                        

    Проект «Книги-лучшие друзья»

       Сказки и рассказы при правильном при поднесении детям дают очень много положительных моментов и дарят позитивные эмоции. 15-20 минут уделить художественному слову в день, и Ваш малыш станет смелее, позитивнее, впечатлительнее и любознательнее. Ребенок самостоятельно сможет справляться со своими слабостями. Поэтому чтобы привлечь родителей уделять как можно больше времени чтению художественной литературы с детьми, а у детей воспитать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции, воспитать бережное отношение к книгам была разработана и проведена проектная деятельность   в первой младшей группе «Книги-лучшие друзья».                                               Цель проекта: обмен информацией с родителями о лучших художественных произведениях для детей,  заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой.

    Задачи:

    -способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

    - воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.

    - развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

    - дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.

    Подведение итогов – результаты.

    Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.

    Изготовили Книги- малышки.

    Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.  

    Дети стали бережно и с любовью относиться к книгам.

    Проект «Правила движения, будем дружно соблюдать»

    Ребенок становится участником дорожного движения, находясь еще в коляске. А как только начинает он ходить, то из ведомого и пассивного он превращается в  наиболее активного. Малыш становится пешеходом значительно раньше, чем по своим знаниям, усилиям и развитию становится к этому подготовленным.  Поэтому желательно начинать знакомить своего ребёнка с правилами дорожного движения с ранних лет, хотя это сделать и сложно в силу психологических, возрастных особенностей  детей раннего возраста.

             В моей работе представлен проект «Правила дорожного движения, будем дружно соблюдать!» для детей второй младшей группы. В процессе реализации проекта малыши вовлекались в различные виды детской деятельности: игровую, творческую, познавательную, что способствовало развитию интереса детей к теме.

    Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.

    Задачи проекта:

    1. Обучить детей необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков.

    2. Развивать словарный запас детей по дорожной лексике.

    3. Воспитывать элементарное  выполнение правил дорожного движения.  

    4. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

    Предполагаемый результат: к окончанию проекта сформировать  у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.

    Проект «Волшебница Осень»

      Проект «Волшебница осень» знакомит  детей с природой окружающего мира. Именно природа погружает детей и родителей в завораживающую красоту красок, звуков и запахов.

    Цель проекта : знакомство детей со временем года «Осень».

    Сроки реализации проекта: краткосрочный.

    Подводя итоги проекта хочется отметить, что метод познавательно-творческого проекта, в процессе практической и исследовательской деятельности, способствует формированию любознательности, умению наблюдать, логически мыслить, эстетически и бережно относиться ко всему живому.

    Проект  «Загадка Дружбы»

    Когда ребенок подрастает, начинает уверенно говорить, играть с другими детьми, он выбирает себе первых друзей.

    Четырёхлетний  малыш уже может более-менее четко определиться: с кем ему хочется дружить, а с кем - нет. На этом этапе проявите деликатность и терпение, помня, что логика взрослого и ребенка – совершенно разные вещи.

    Наблюдая за детьми во время их общения, можно обратить внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т.е. не умеют просто находиться рядом. Именно в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются представления об окружающем мире в целом, важно сделать акцент и направить в правильное русло понятия и представления о дружбе. Это и определяет тему проекта – «Загадка дружбы».

    Основными целями проекта стали: закрепить у детей знания о нравственных понятиях - дружба, доброта, развивать умение видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения о дружеских взаимоотношениях,  воспитывать готовность оказывать помощь, заботу об окружающих.

    Реализация проекта включала в себя несколько этапов и проходила в течении двух недель.

    Результаты проекта:

    -для детей:

    •систематизировать знание детей  о доброте и дружбе,

    •проявление интереса  детей к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь.

    -для родителей:

    •создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление дружеских взаимоотношений

    -

    Проект «Вода – это источник жизни»

    Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всей природы; без неё не могут жить растения, животные, человек.

    Цель проекта: сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: Вода- источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, а также продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе. 

    Подводя итоги проекта  «Вода –источник жизни» хочется отметить,  что у детей сформировались базовые представления о воде, как о главном источнике жизни живых организмов, дети приобрели экологический опыт при взаимодействии с природой, научились бережному отношению к воде. Компетентность родителей в сфере экологического воспитания своих детей повысилась. Совместно с детьми и родителями в саду была проведена Экологическая акция  «Берегите воду и спасите от смерти природу».

    Вывод.

    Как показала практика, проектная деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектной деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Метод проекта помогает  мне выйти на новый уровень взаимодействия с родителями, меняет отношения в системе «дети – родитель - педагог». В проектной деятельности появляются ценные отношения в этой триаде: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности.

    Мы вместе с детьми и родителями так увлеклись проектной деятельностью, что написали небольшое четверостишие:
    Проектом заниматься нам не сложно,
    Он увлекает и завет вперед!
    Сдружиться помогает и сплотиться,
    И новые идеи нам дает!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

    Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

    Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

    В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

    Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

    Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

    Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования

    Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....

    Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО

    Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте  требований  ФГОС ДО...

    Аудирование - инновационный метод в работе учителя – логопеда с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

    В статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста над восприятием текста. Представлены этапы работы, методы, пособия, использованные в процессе работы над аудированием.Ключевые слова: ауд...