Опыт проектной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками ДОО
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Секретова Олеся Юрьевна

В опубликованном материале учитель-логопед Секретова О.Ю. представила опыт проектной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ. Материал может быть полезен родителям, воспитателям и другим специалистам, работающим с детских образовательных организациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО БЫТА»

Руководитель:

Учитель-логопед

Секретова О.Ю.

Рязань, 2022

Актуальность темы.

   ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия.

Кроме того, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

В старшем дошкольном возрасте (с 5 лет) родители и воспитатели детских дошкольных учреждений активно занимаются физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием ребенка. Не многие знают, что одной из составляющих полноценного развития речи является словарный запас и грамматический строй.

   Речь ребенка должна быть не только связная, логичная, последовательная, но и богатая, грамматически правильная, для этого необходимо овладеть навыками словообразования и словоизменения.

   Навыки словообразования - это автоматически осуществляемые действия в процессе образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.

   Навыки словоизменения – это изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова.

   В связи с тем, что в группе дошкольников с ТНР большое количество испытывает трудности, связанные с недостаточной сформированностью навыков словообразования и словоизменения, данная тема является актуальной.

   Анализируя создавшуюся обстановку, появилась необходимость создания проекта «ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО БЫТА», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы для детей с ТНР, родители, педагоги ДОУ (воспитатели логопедической группы, учитель логопед, музыкальный руководитель).

Тематический проект:

  • Средней продолжительности.
  • По количеству участников – групповой.
  • По доминирующему методу – познавательный, творческий.
  • По содержанию – ребенок-взрослый.

Часть проекта осуществляется в домашних условиях с привлечением родителей.

Цель проекта: обогащение словаря детей по теме «Предметы русского быта», «старинная русская посуда».

Задачи:

- уточнить и расширить знания и словарь по теме;

- развивать навыки словообразования и словоизменения;

- учить составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси;

- развивать зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам быта.

Специфика проекта – его комплексный, интегрированный характер, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ожидаемые результаты:

Для детей: обогащение знаний и словаря детей по теме «Предметы русского быта», «старинная русская посуда».

Для родителей: повышение интереса родителей к коррекционно-воспитательной работе и формирование у них готовности к активному участию в образовательном процессе.

Для педагогов: организация педагогического поиска через реализацию проекта, повышение теоретического уровня и профессионализма специалиста, внедрение современных форм и методов коррекционно-воспитательной работы с детьми.

Этапы осуществления проекта.

  1. Информационно-накопительный.
  • Изучение интересов и знаний воспитанников для определения цели проекта, подборка и изучение специальной литературы по теме проекта.
  1. Реализация проекта.
  • Работа воспитателей с детьми:

- чтение стихов и сказок, отражающих быт и уклад жизни русского народа;

- конкурс рисунков «У бабушки в деревне»;

- беседы по сюжетным и предметным картинам;

- подвижные русские народные игры на прогулке;

- разучивание стихов, пословиц по теме;

- изготовление аппликаций, рисование, лепка по теме;

  • Работа учителя-логопеда с детьми:

- проведение дидактических игр и упражнений «Для чего нужен предмет?», «Из чего какой?», «Объясни значение», «Подбери признак», «Назови части», «Один-много», «Сосчитай-ка», «Опиши предмет», «О чем можно сказать…», «Большой-маленький» и др.;

- проведение бесед, видеоэкскурсий, презентаций по теме;

- обучение составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси;

- работа с коррекционным лэпбуком по теме на занятии;

- проведение пальчиковых игр, физминуток, кинезиологических упражнений;

- отгадывание загадок о предметах посуды и быта русского народа.

  • Работа музыкального руководителя с детьми:

- проведение музыкально-ритмических упражнений на занятиях;

- разучивание русских народных песен и танцев;

     - игры-инсценировки, театрализованная деятельность (игры «Золотые ворота», «Горшки» и др.).

  • Работа с родителями:

- привлечение родителей к совместному созданию мини-музея посуды и предметов русского быта, изготовлению картотеки старинной русской посуды с описанием, совместному сочинительству стихов;

- консультация родителей (советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком дома по изучаемой теме).

  1. Практический.
  • Рисунки детей «У бабушки в деревне»;
  • Рисунки детей «Древняя посуда»;
  • Рисунки детей «Какой бы была моя комната в древности»;
  • Аппликация «Посуда русского народного быта»;
  • Пластилинография «Лампа-керосинка».
  1. Презентационный.
  • Создание мини-музея русской старинной посуды;
  • Презентация картотеки «Предметы русского быта»;
  • Совместное сочинительство загадок о предметах старинной посуды;
  • Рассказы детей о старинной посуде.
  • Проведение итогового занятия «Поможем Кузе навести порядок».

Конечный продукт проекта.

Совестная деятельность детей и родителей – создание книги «Предметы русского быта».

Проведение интегрированной НОД воспитателем Жаврихиной И.В. и учителем-логопедом Секретовой О.Ю. «В гостях у Кузи».

   Педагоги и учитель-логопед ДОУ уточнили и расширили словарь детей по теме проекта, развивали навыки словообразования, учили составлению небольших рассказов о предметах посуды и быта русского народа на Руси, развивали зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, воспитывали чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам.

   За время реализации проекта повысился уровень знаний детей и обогатился словарь по теме «предметы русского быта», «старинная русская посуда».

Эффективность проекта.

   Семьи наших воспитанников помогали в создании мини-музея предметов русского быта, педагоги и родители изготавливали и оформляли картотеку старинной русской посуды и предметов быта, рассказывали о быте наших предков и предметах их быта детям, многие родители вместе с детьми проявили интерес и творчески подошли к выполнению заданий (нарисовали рисунки, сделали подписи к картинкам для картотеки).

   Пополнился и расширился словарь детей в рамках проекта. Дети совершенствовали навыки употребления существительных, прилагательных и глаголов, образовывали прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, согласовывали числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, правильно использовали суффиксы и приставки, составляли небольшие рассказы о предметах посуды и быта русского народа на Руси.

   На занятиях проводилась работа по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления.

   У детей воспитывается чувство любви к родному краю, бережное отношение к старинным предметам русского быта.

   

   

План реализации проекта

22.09.2022

Четверг

Видеоэкскурсия «Традиции и быт русского народа»

Беседа с детьми подготовительной к школе группы об укладе жизни наших предков.

23.09.2022

Конкурс рисунков «У бабушки в деревне».

Беседа с детьми о жизни на Руси и в современном мире.

Видеоэкскурсия «Как жили наши предки».

26.09.2022

Понедельник

Видеоэкскурсия «Предметы быта крестьян»

Беседа о предметах домашнего обихода и посуде наших предков. Объяснение назначения предметов быта на Руси.

27.09.2022

Вторник

Русские-народные игры на прогулке.

Проведение учителем-логопедом д/игр «Из чего какой?», «Назови части предмета».

28.09.2022

Среда

Презентация «Древняя посуда крестьян».

Проведение учителем-логопедом д/игр «Для чего нужен предмет?», «Подбери признак».

Отгадывание загадок о предметах быта.

29.09.2022

Четверг

Выставка рисунков на тему: «Древняя посуда».

Проведение учителем-логопедом д/игр «1-много», «Сосчитай-ка», «Опиши предмет».

30.09.2022

Пятница

Работа с лэпбуком «Предметы древнего быта».

Музыкальное занятие «Народные игры, забавы в Рязанской области».

03.10.2022

Понедельник

Видеоэкскурсия «Народные промыслы и ремёсла Рязанской области».

Беседа с детьми о народных промыслах нашей области.

Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три медведя» с последующим обсуждением.

04.10.2022

Вторник

«На земле мне близкой и любимой» - литературно-музыкальный досуг для детей подготовительной группы, посвященный 127-летию со дня рождения С.А. Есенина.

Рисование «Какой бы была моя комната в древности».

Изготовление картотеки «Предметы быта русского народа» родителями и детьми.

05.10.2022

Среда

Подведение итогов конкурса «У бабушки в деревне». Награждение участников.

Знакомство детей с мини-музеем «Предметы русского быта» в группе.

Экскурсия по мини-музею.

06.10.2022

Четверг

Видеоэкскурсия «Старинная домашняя утварь».

Знакомство с русскими народными инструментами «Музыкальная гостиная».

07.10.2022

Пятница

Проведение учителем-логопедом д/игр «О чем можно сказать …», «Большой-маленький».

Аппликация «Посуда русского народного быта».

10.10.2022

Понедельник

Работа с коррекционным лэпбуком.

Викторина «Что мы знаем о предмете…».

11.10.2022

Вторник

«Осенняя ярмарка» - фольклорный праздник для детей старшей группы.

Видеоэкскурсия «Керамическая посуда Древней Руси».

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с последующим обсуждением.

12.10.2022

Среда

Обучение составлению рассказов о предметах посуды и быта русского народа.

Работа с коррекционным лэпбуком «Посуда».

13.10.2022

Четверг

Обучение составлению рассказов о предметах посуды и быта русского народа.

Работа с коррекционным лэпбуком «Посуда».

14.10.2022

Пятница

Пластилинография «Лампа-керосинка».

Чтение русских народных сказок «Чудесные лапоточки», «Горшеня» с последующим обсуждением.

17.10-21.10

Выступления детей с рассказами о предметах русского быта и их предназначением.

24.10-26.10

Оформление книги «Предметы русского быта».

Презентация книги.

27.10.2022

Четверг

Интегрированная НОД «В гостях у Кузи».

28.10.2022

Пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."

Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из пе...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР

Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является  оптимальным, инновационным и ...

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...

Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год

Описание работы с до школьниками по проектной деятельности...