Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"
консультация на тему

Адаменко Ирина Сергеевна

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_rol_proektn_deyat_v_org_rab_s_doshk.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками»

Воспитатель: Адаменко И.С.

06.04.2015 г.

В словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

  Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проект.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1.  Глубоко изучить тематику проекта.

2.  При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.  Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4.  Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.  Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.  Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.  Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.  В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9.  Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.  Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Выступление на педагогическом совете: "Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей"

Тема: «Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей»....

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...

Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"

Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровен...

Опыт проектной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками ДОО

В опубликованном материале учитель-логопед Секретова О.Ю. представила опыт проектной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ. Материал может быть полезен родите...