Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР
статья по логопедии по теме

Галинская Вера Андреевна

Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является  оптимальным, инновационным и перспективным, он занял достойное место в системе дошкольного образования. Использование проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности нам, педагогам, в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОНР

Галинская Вера Андреевна,

учитель-логопед

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Сегодня в ДОО одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого развития детей является проектная деятельность. Метод проектов является  оптимальным, инновационным и перспективным, он занял достойное место в системе дошкольного образования.

Использование проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности нам, педагогам, в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР. Участие в проекте дает возможность детям  экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, позволяет им самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем,    взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, почувствовать себя самостоятельными. И, конечно, в процессе проекта решаются задачи развития речи, в первую очередь связной. Познавательно-исследовательская деятельность  невозможна без логических заключений и выводов, которые, в свою очередь, дети должны озвучить. В процессе проектной деятельности  мы развиваем коммуникативные умения детей, обогащаем словарь и формируем грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включаем в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.

Метод проекта делает образовательную систему ДОО открытой и доступной для активного участия родителей.   Участие родителей в  проектной деятельности незаменимо, так как они являются главными помощниками детей  в поисковой деятельности. Работа над проектом сближает детей и родителей, делает их отношения более доверительными и близкими,  что в настоящее время является актуальным.

Представляем вашему вниманию реализованный в подготовительной к школе группе детей с ОНР информационно-практико-ориентированный проект «Для чего медведю белая шерсть?»

Проблема:  несформированность у детей представлений об особенностях образа жизни и внешнего вида белого медведя. Дефицит совместного общения родителей и детей.

Актуальность: расширение представлений детей о животном мире за счет детской любознательности и поисковой активности, в соответствии с ФГОС ДО. Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.

Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о белом медведе.

Задачи проекта: - познакомить детей с особенностями жизни и внешнего вида белого медведя;

- сформировать представления детей об условиях жизни белого медведя  через вовлечение детей в поисковую деятельность;

- развивать творческие способности;

- развивать  у детей связную речь  через составление описательных рассказов,  придумывания продолжения истории;

- привлечь родителей к сотрудничеству через  вовлечение их к поисковой деятельности  детей.

Сроки реализации:  краткосрочный – 5 недель.

Ожидаемые результаты: - сформированность у детей представлений об особенностях жизни и внешнего вида белого медведя;

- развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, инициативности и любознательности;

- тесное, доверительное общение  родителей и детей, активное участие в оказании детям помощи в поисковой и продуктивной деятельности.

На первом подготовительном этапе работы были созданы условия для реализации проекта: подобран демонстрационный материал, познавательная литература, мультипликационный и видео-материал, разработаны беседы, подвижные, пальчиковые и дидактические  игры.

Второй  ознакомительный этап был посвящен непосредственно знакомству с белым медведем. Чтобы заинтересовать образом жизни белого медведя детям было предложено  посмотреть видеоролик  «Белый медведь с медвежатами». А показать детям белого медведя в разных ситуациях его жизни на севере и поддержать  интерес к поиску нужной информации помогла демонстрация  слайд-шоу фотографий из жизни белого медведя.

Неподдельный интерес ребята проявили к совместному просмотру мультфильма  «Умка», который помог   акцентировать  их внимание на внешнем виде  и особенностях охоты белых медведей. Конечно, дети искали ответы на вопросы и из познавательной и художественной литературы. Из  юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос чёрный» дети узнали, как  охотится белый медведь.  

Моделирование проблемно-игровой ситуации «Если бы я был белым медведем, то…» позволило ребятам  актуализировать знания о белом медведе, полученных в ходе самостоятельной поисковой деятельности,  а также проявить речетворчество с элементами фантазирования.

 В процессе беседы «Белый и бурый медведи» дети сравнивали бурого и белого медведей, упражнялись употреблять в речи предложения со значением противопоставления. В ходе проблемно-поисковой ситуации «Что было бы, если бы белый медведь стал жить в лесу» ребята рассуждали и высказывали свои умозаключения. Для развития творческой активности в продуктивной и речевой деятельности дети просмотрели  мультфильм  «Умка ищет друга».

В процессе третьего  практического этапа проекта дети занимались самостоятельной речевой и творческой деятельностью: изготовили  схемы описания  белого медведя; составили по ним описательные  рассказы; придумали продолжение истории про медвежонка Умку. Отобразили добытые знания в продуктивной деятельности: слепили семью белых медведей, нарисовали  любимого медвежонка Умку. Родители совместно с детьми изготовили  флексагоны на тему «Мишка на Севере».

В ходе  заключительного четвертого этапа проекта была проведена для детей и их родителей викторина «Дружим с белыми медведями» и  презентация конечного продукта проекта:  альбом «Все про белого медведя».

Хочется отметить, что все ожидаемые результаты проекта были достигнуты. В альбом были собраны не только фотографии и рисунки детей, но и аудиозаписи всех проблемно-игровых и поисковых ситуаций, описательные рассказы детей и коллективный творческий рассказ про  медвежонка Умку, видеофильм  викторины «Дружим с белыми медведями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.          Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...

Методическая разработка: "Проектная деятельность в коррекционной работе. Цветовосприятие."

Возможности проекта «цветовосприятие» неограниченны. В данном проекте цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы. Цвет – одна из пе...

Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...

Опыт проектной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками ДОО

В опубликованном материале учитель-логопед Секретова О.Ю. представила опыт проектной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ. Материал может быть полезен родите...