«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с дошкольниками»
консультация

Надежда Владимировна Кочетова

«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с

дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadya_skazkkoterapiya5.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с

дошкольниками»

 Каждый человек с рождения и до самой старости окружён  сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко  сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как  психология постарались мыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Суть метода- использование сказки как рабочего инструмента.

  Любая сказка, даже самая простая, несет в себе

определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и

развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на

сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со

стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и,

что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая

на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти

ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро

сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает

малышу чувство внутренней защищенности. В настоящее время, сказка все

чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое

призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира

ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из

проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и

детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы,

развитие речи и др.

6. Слайд Сказкотерапия может быть использована по отношению к

любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При

этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми,

имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и

эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи

и др.

Сказкотерапия – лечение сказкой, новейшая здоровьесберегающая

технология, личностно ориентированная на человека.

Сказкотерапия– направление практической психологии, которое,

используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить

самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные,

близкие отношения с окружающими…

Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких

целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя

или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки

выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую

очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего

мира…

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания

человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим

собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей

особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между

людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или

рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования,

новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои

возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое

представление о том, что существует сказочная действительность, отличная

от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у

ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае

необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в

психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

7. слайд Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и

безболезненных способов психотерапии;

1. это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе

взаимоотношений в нем;

2. это процесс образования связи между сказочными событиями и

поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в

реальность;

3. это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

4. это процесс объективизации проблемных ситуаций;

5. это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

8. слайд Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не

просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного

сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать

удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными

существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные

законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом

прививаются детям родителями.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со

своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и

поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных

ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие

способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать

новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно

решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания

или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или

развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.

Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой

культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских

характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много

весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

9. слайд  Виды сказок, используемые в качестве материалов для

терапии:

Дидактически сказки - позволяют ребенку накапливать опыт об

окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных

ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста.

Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание,

умение, навык. Ну, а кроме прочего - показать смысл и важность этого

умения. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме

дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Художественные (народные, авторские) - сказки, способствующие

воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи,

поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в

сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей

позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и

его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает

предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То

можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и,

возможно, боязливый.

Психологические сказки- создают специфические условия для ребенка,

которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов,

адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению

уверенности в себе. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

ребенка и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и

зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью

оказать мягкое влияние на поведение и установки ребенка. Сначала в такой

психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и

непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. В них

отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие, тревоги,

обиды, страхи и др.. Вот, например, возьмём всем известную сказку про

крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось,

что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью,

вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт

речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события

обычной жизни.

Психотерапевтическая сказка –это сказки, которые в полном смысле

лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия,

рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня»… Эти

сказки жемчужина в короне сказкотерапии. Они обладают наибольшей силой

воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы,

которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребенка

к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтические

сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в

проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со

злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать

атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия

напряжения и возбуждения. Медитативные сказки рассказываются под

специальную музыку, способствующему расслаблению.

10. слайд Правила организации сказкотерапии для

дошкольников:

· Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки.

Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по

ее содержанию.

· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям

и возможностям ребенка.

· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее

анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.

· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание

конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом

должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней

обстановке.

· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала

это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с

ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего

выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также

определение правильной модели поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудирование - инновационный метод в работе учителя – логопеда с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста над восприятием текста. Представлены этапы работы, методы, пособия, использованные в процессе работы над аудированием.Ключевые слова: ауд...

Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год

Описание работы с до школьниками по проектной деятельности...

Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»

Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный  способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....

Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.

Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...

Ниткопись- инновационный игровой метод в работе с дошкольниками.

Ниткопись- инновационный игровой метод в работе с дошкольниками....

«Ритмопластика как инновационный метод в работе с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий»

Содержание работы с детьми по ритмопластике для старшего дошкольного возраста. Примеры комплексов по ритмоплпстике....

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...