Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.
статья на тему

Зайцева Олеся Анатольевна

Теоретическая статья с примерами из практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и воспитания, а также получение более качественных результатов.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Поэтому ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, Важно, что знание дается воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребенком в ходе своей исследовательской деятельности.

Методы совместной деятельности (младший возраст, 2-3 года).

- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера как основных методов воспитания;

- организация сюжетно-ролевых игр;

- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ :

Например, «День мыла», «День варежки» и т. д.  Это возможность показать в разных видах деятельности какое-то событие, явление. В рамках одной темы проходят режимные моменты, образовательная деятельность, прогулка, итоговая работа.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:

- основные действия – отгадывание и поиск

- всякая проблема и поиск для ребенка сопровождается словами «найди», «угадай»

- использование простейших загадок.

ВАЖНО: ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС! МЫ РАЗВИВАЕМ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.

Очень интересна и познавательна работа с загадками:

  1. На столе несколько предметов разного цвета, формы и величины. Например, зеленый мяч, синий карандаш, красная книга. Воспитатель загадывает один из предметов, а дети должны назвать его: «Это зеленое, круглое, большое» (Мяч).
  2. Загадки с подсказкой ответа (рифмой). Начинаем с простейших и постепенно усложняем.

Игры с моделированием:

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Например,  при чтении сказки замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету и величине. Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество. Все обсуждается вместе с детьми.

«Репка»: большой желтый круг – это репка, маленький серый треугольник – мышка и т. д.

Методы совместной деятельности (средний возраст, 3-5 лет).

- организация сюжетно-ролевых игр;

- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментов, игр-путешествий, игр-этюдов;

- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры.

Например, игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Педагог читает стихотворение, дети в кругу.

«Я сама».

-  Давай будем одеваться!

 - Я сама, я сама!

(ребенок показывает, как одевается)

- Пойдем, будем умываться!

 - Я сама, я сама!

(ребенок изображает, как умывается)

- Ну, идем, хоть причешу я!

 - Я сама, я сама!

(ребенок показывает, как причесывается)

- Ну, давай, хоть накормлю я!

 - Я сама, я сама!

(ребенок делает вид, что жует, кушает).

Вопросы детям: «Правильно ли поступает девочка?», «Почему вы так решили?», «А вы как поступаете, когда вам предлагают помощь?» и др.

Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которых дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение этой проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение поставленных задач. Может быть отдельно взятым занятием.

Особенности:

- кратковременность и развертывание течения;

- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь и сейчас»;

- могут длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей;

- могут быть организованы с небольшой подгруппой и целой группой;

- включают рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решают поставленную задачу

- самое главное – оценить решение, подвести итог!

Виды:

- проблемные ситуации морального выбора;

- проблемные ситуации общения;

- проблемные ситуации социальной направленности;        

- проблемные ситуации познавательной направленности;

- проблемные ситуации взаимодействия;

- различные игровые ситуации.

Ядро педагогической ситуации – вопрос,  который требует определенной формулировки!

Методы совместной деятельности (старший возраст, 5-7 лет).

- ситуационные задачи, их широкая вариативность;

- использование метода проектов;

- коллекционирование;

- театрализованная деятельность;

- литературно-игровые формы;

В приоритете – самовыражение детей, желание как-то проявить себя, реализоваться.

Проводятся различные тематические соревнования, фестивали и т.д.

Логика ситуационной задачи – это 6 вопросов к детям:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ – АНАЛИЗ – СИНТЕЗ – ОЦЕНКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ: - назови основные части тела человека, основные

                                      моменты режима дня и др.

                                      - сгруппируй…

                                      - составь классификацию (разложи, объедини)…

                                      - расположи в определенном порядке…

                                      - перескажи…

                                      - вспомни  и расскажи, выложи с помощью моделей…

ПОНИМАНИЕ: - объясни причины того, что…

                             - что ты будешь делать в этом случае (или не делать)…

                             - покажи связи, установи связи…

                             - расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин,

                               какой-либо сказочный персонаж…

                             - приведи примеры того, что…

                             - составь режим дня для малышей…

                             - из взрослых ты остался один в садике, составь меню для

                               малышей…

ПРИМЕНЕНИЕ: - изобрази, как это будет…

                              - сам смоделируй ситуацию…

                              - предложи способ, позволяющий…

                              - сравни и объясни разницу или общее…

                              - давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый

                                или грязный воздух в нашей группе…

                               - давай проведем эксперимент, подтверждающий, что…

                                - объясни младшему брату, как вести себя, что делать

                                  в этой ситуации…        

АНАЛИЗ: - составь правила здоровья или правильного поведения на улице,

                     если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной…      

                    - разложи по группам картинки…

                    - сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в разных

                       случаях, обобщи их…    

                    - найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке)…

                    - послушай, один персонаж говорит так, а другой так..

                      чье мнение тебе более понятно, с кем ты согласен…      

СИНТЕЗ: - предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий,

                    новые правила поведения в группе, на улице…  

                  - найди необычный способ для того, чтобы научить маленького

                     ребенка мыть руки, не бегать по лестнице, не толкаться…  

                   - придумай игру, которая…

                   - покажи или расскажи, что будет с куклой, если она не будет

                      причесываться, убирать игрушки…

                    - представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому

                      поводу (выскажи свое мнение)…

ОЦЕНКА: - какое из решений, предложенных ребятами, самое лучшее,

                     правильное, полезное…

                    - что в этом решении тебе не очень нравится, понятно,

                      заставляет задуматься…

                    - проверь, стал ли воздух в нашей группе чище,

                      вымыли ли руки ребята, вытерли ли их полотенцем…

                    - как узнать, накормлены ли рыбки, попугай…

                    - как узнать, правильно мы поступили или нет…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

Перспективные планы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста с кинетическим песком

Как известно, для дошкольников игра - один из важных факторов в развитии способностей, основное средствопознания и взаимодействия с окружающим миром.Именно по этому в своей работе активно использую иг...

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

презентация отражает Методы совместной деятельности (младший, средний,старший дошкольный возраст) которые может использовать педагог планируя совместную деятельность с детьми...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

  Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...