Главные вкладки

    Статья «Экологическая игра, изготовленная воспитателями группы, своими руками» (из опыта работы).
    статья на тему

    Елена Анатольевна Балахонова

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ekologicheskaya_igra.docx36.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

     «Экологическая игра, изготовленная воспитателями группы, своими руками» (из опыта работы).

    Выполнили: воспитатель – Балахонова Е.А. , МАДОУ д\с «Зёрнышко», г.Балашов

                           воспитатель – Солонина М.А., МАДОУ д\с «Зёрнышко», г.Балашов

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

    Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

    Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

    Дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация), развивают память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (способность играть вместе, договариваться в процессе игры).

    Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок играя сам, наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

    Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников: формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.

    При проведении игр решаются следующие задачи:

    - расширение кругозора детей.

    -воспитание познавательных интересов, любви к природе, бережном и заботливом отношение к ней.

    -развитие у детей наблюдательности и любознательности.

    Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

    В своей работе мы используем всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаем поисковые ситуации, проводим  экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др. В нашем МАДОУ созданы все необходимые условия, в том числе, комната  природы . Все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей.

    В данной статье мы хотели бы поделиться опытом создания игры экологического содержания  - «Путешествие веселых человечков» (настольная игра – ходилка)  для детей старшего дошкольного возраста.

    Назначение: игра, изготовленная воспитателями группы своими руками по теме -   «Природа и животные родного края», пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителям для совместной игры с детьми. 

    Цель: систематизация знаний детей по теме: «Природа и животные родного края»

    Задачи:

    • формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами;
    • развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;
    • развивать мелкую моторику;
    • упражнять в количественном счёте;
    • прививать детям любовь к художественному слову;
    • воспитывать культуру игры

     (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам).

          Немного из истории … 
          Игра-ходилка
     — одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: "Русский крейсер", "Кругосветное путешествие", "Настольный планетарий". После октябрьской революции игры наполнились идеологическим содержанием: "Красная Армия", "Вперед, пионер!", "Электрификация". Шестидесятые годы возродили добрые игры со сказочными сюжетами: "Дюймовочка", "Гуси-Лебеди", "Старик Хоттабыч". В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов.
    Многие скажут, что «ходилками» можно лишь скоротать досуг, но это вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки:

    во-первых, это социальные навыки; 
    во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
    третий плюс – развитие концентрации и внимания;
    в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами); 
    в-пятых, большинство детских игр-бродилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса. 
         Описание:
    Предлагаемая настольная игра - ходилка на экологическую тематику приглашает детей вместе с веселыми человечками (желудями – фишками)  отправиться в путешествие по тропинке от  начала – «Старт» до конца – «Финиш».
      Для того, чтобы добраться до «Финиша»  нужно будет выполнить различные задания:

    1. Розовый круг  -  «Расскажи,какие звери живут в лесу»
    2. Красный круг - «С какого дерева листок?»,
    3. Оранжевый круг – «Назови оседлых птиц»
    4. Фиолетовый круг -  «Расскажи, как звери к зиме готовятся»,
    5. Желтый круг – загадки,
    6. Золотой круг – «Кто живет в озере?»,
    7. Серебряный круг – «Назови перелетных птиц».

    Правила настольной игры-ходилки:
    В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
    Нужно поставить фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

    Если фишка попала на круг красного, желтого ,фиолетового, розового, оранжевого, золотого или серебренного цвета, то игроку нужно ответить на вопросы, если игрок затрудняется ответить на эти вопросы, то он возвращается на три хода назад.

    Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Игра – ходилка – «Путешествие веселых человечков», как метод экологического воспитания, помогает в решении задач по формированию основ экологической культуры.

    Используемая литература:

    1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006г.

    2.Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7.

    3.Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

    4.Лучич М.В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.

    5.Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991г.

    6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 2002. – 336с.

    7.Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.1994г. №12. С.37 – 41.

    8. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.

    -М.; Новая школа, 1996

    9.Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 188 с.

    10.Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40 – 49.

    11.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

    12.Рыжова Н.А. Экологические игры //Дошкольное образование. – 2009г. №4.

    13. А.М. Федотова «Играя, познаём окружающий мир: экологические сюжетно – дидактические игры для детей дошкольного возраста».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочиняем свою загадку. Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Лахановой Светланы Владимировны.

    Используя загадки в воспитании и обучении дошкольников, прежде всего, мы вводим их в мир народного творчества, формируем любовь к родному языку. Большое место загадки занимают в развитии у детей ...

    Логопедическое пособие своими руками ( из опыта работы)

    Дидактические игры для детей 6-7 лет , посещающих логопедические группы....

    Дидактические игры для младшей группы (своими руками)

    Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению ...

    Досуг с родителями во второй младшей группе «Изготовление новогодней игрушки своими руками» Оригами «Елочка» и «Собачка»

    Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, развиваются творческие задатки у ребенка; ребенок знакомится с основными геометрическим...

    Исследовательская работа «Изготовление антибактериального мыла своими руками».

    Проект в подготовительной группе "Антибактериальное мыло своими руками"....