Тематический день "Космос - часть Вселенной"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сценарий тематического дня, посвящённого  общей темы дошкольного учреждения «Космос. Я – часть Вселенной» для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности № 8

 

25 апреля 2018 года

 

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) самостоятельности и ответственности за порученное дело. Формирование элементарного интереса к теме космоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тематического дня, посвящённого  общей темы дошкольного учреждения «Космос. Я – часть Вселенной» для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности № 8

25 апреля 2018 года

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) самостоятельности и ответственности за порученное дело. Формирование элементарного интереса к теме космоса.

Задачи:

Образовательная: Продолжать расширять представления детей о космосе и знаменательной дате в России - Дне космонавтике – 12 апреля. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и проявлять инициативу в заботе об окружающих.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к профессии космонавт, чувство патриотизма. Продолжать формировать у детей умение доброжелательно общаться в процессе посещения других групп, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу, решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

Развивающая: Обеспечивать условия для развития самостоятельности, ответственности, умения планировать свое время, а так же связной речи, памяти, логического мышления, мелкой моторику рук, быстроты и ловкости в движениях.

Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

Предварительная работа:

  1. Стихи, загадки и  рассказы о космосе и космонавтах.
  2. НОД о космонавтике по перспективному плану.
  3. Познавательные беседы о планете Земля,  о солнечной системе, о полётах в космос людей и животных.
  4. Игры на тему космонавтики.
  5. Изготовление плана детского сада, экскурсия по плану.
  6. Разделить детей на подгруппы и определить капитана, который будет вести группу по плану.
  7. Родительское собрание на тему «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет».
  8. Обсуждение правил поведения в других группах.
  9. Самостоятельное посещение детей групп (участвующих в клубном часе) с различными заданиями.
  10.  Распределение ролей (дети которые остаются в своей группе): кассир, экскурсовод (их обучение).

Словарная работа: Космодром, космонавт, телескоп, скафандр, солнечная система, знаки зодиака, экскурсовод.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация «Космос».
  2. Чёрные шторы 3 штуки (для затемнения группы).
  3. Солнечная система из цветной бумаги для оформления штор.
  4. Светильник, отражающий блики в движении.
  5. Аудиозапись музыки «Сны юных космонавтов» (Артек Электроника).
  6. Релаксирующая музыка из альбома группы.
  7. Магнитофон.
  8. Коврики (на которых дети могут лежать).
  9. Свисток.
  10.  Коробка.
  11.  Фонарик.
  12.  Лист бумаги.
  13.  Шило.

Раздаточный материал (на каждого ребёнка):

  1. Стеки.
  2. Деревянные палочки.
  3. Досточки для лепки.
  4. Штампы – кусочки вязаной ткани.
  5. Тонкие ленточки.
  6. Готовые формы для звёзд.
  7. Масса для лепки (затвердевающая на воздухе).
  8. Сумочка для каждого ребёнка с тремя красными фишками.
  9.  Монеты достоинством 5,10, 3, 2, 1 (из картона, для каждого ребенка).
  10.  Билеты стоимостью 15 рублей.
  11.  План ДОУ на каждую группу детей.
  12.  Флажки на каждого ребёнка с российской символикой.

Оборудование:

  1. Обруч – 2 шт.
  2. Игрушка - волшебная палочка в виде звезды
  3. Жетоны в виде (звёзды).

ХОД

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

08.00 – 08.10

Воспитатель: Ребята,  Вы хотите стать космонавтами? Чтобы стать космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, поэтому предлагаю вам сделать космическую зарядку.

Ознакомительная зарядка:

Мы идём на космодром,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).

Побежим ребята дружно - разминаться всем нам нужно.

Воспитатель:  Вы готовы пройти испытания? Вперёд!

Общеразвивающие упражнения:

 1. Взлетают вверх ракеты.

     Руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой — 6 раз.

2. Ракета в космосе.

Ноги на ширине плеч, руки выпрямлены над головой, ладони сомкнуты. Делаем наклоны вправо-влево-назад-вперед — 6 раз.

3. Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают.

    Имитация надевания скафандра.

4. В невесомости летим.

 Упражнение на равновесие. Руки в стороны. Попеременно поднимаем ноги,    согнутые в коленях — 6 раз.

5. Быстро-быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» останавливаемся с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Повторить 2 раза.

ЗАВТРАК КОСМОНАВТОВ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ

(дети сидят на ковре, образуя круг)

Воспитатель: Закройте все на секунду глаза (в это время включается легкая музыка). Открывайте глаза, посмотрите друг на друга и подарите всем веселую улыбку. Сейчас вы будете передавать друг другу вот волшебную палочку, и с улыбкой говорить какие вы знаете волшебные слова. У нас у всех будет хорошее настроение.

Дети передают друг другу игрушку, улыбаются

 и говорят волшебные слова.

 Воспитатель: У всех хорошее настроение?  Какой праздник мы недавно отмечали в апреле? (День Космонавтики). Ребята, а что вы узнали об этом празднике? Ответы детей. Давайте сейчас вспомним, что мы с вами делали по теме «Космос»? (Лепили ракету из пластилина, строили её из конструктора, играли в космические игры). Хорошо вы уже много узнали о космосе, а хотите еще больше узнать, о звездах, планетах, о космических кораблях? Ведь сегодня день не обычный сейчас состоится клубный час.

         Вас ждут испытания. Наш детский сад сегодня превращается в космический корабль, на котором несколько космических центров, где вы можете показать свои умения. В нашей группе будет планетарий, в музыкальном зале - киноконцертный зал «КОСМОС», в старшей группе № 9 «Огород в Космосе», подготовительной к школе группе № 11 «Мастерская для будущих космонавтов», в подготовительной к школе группе № 12 «Пища для космонавтов», а в группе №10 «Лаборатория для космонавтов». Передвигаться по космическому кораблю (ДОУ) необходимо самостоятельно, посещать космические центры, можно лишь, купив билет (1, 2, 5, 10 рублей).

        Какие правила посещения групп вы знаете? (ответы детей).

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ «КЛУБНОГО ЧАСА»

  1. Говорите «здравствуйте» и «до свидания», когда посещаете другую группу  или встречаете взрослых по пути в другие группы.
  2. Если взяли игрушку для игры, то не забудьте положить её на место, когда собираетесь уходить.
  3. Не отнимайте игрушки у других детей, если они взяли её первыми.
  4. Говорите спокойно и внятно.
  5. Ходите по зданию (территории) ДОУ спокойным шагом, не бегая и не прыгая.
  6. Возвращайтесь в группу по сигналу звонка.
  7. Если нет желания посещать другие группы, то можно остаться в своей группе.

Воспитатель: Каждый получает три фишки красного цвета – это штрафы. Если будете нарушать правила поведения, то у вас  могут забрать один кружок, и  тогда Вы возвращаетесь в группу и объясняете мне причину возвращения, но сможете продолжить посещение. Если у Вас заберут 2-3 фишки за нарушение правил «клубного часа», то вы сразу возвращается в свою группу, и уже  не пойдёте никуда.

Схем - планы будут у капитана команда, который поведёт Вас по космическому кораблю.

В нашей группе будет «Планетарий», поэтому кассир, экскурсовод и помощники остаются в группе для встречи гостей.

Дети занимают свои места

(помогают готовиться к клубному часу), остальные уходят в другие группы.

09.15 – 10.15

ПЛАНЕТАРИЙ

В группе затемнены окна, на одном из них солнечная система, а на полу разложены коврики, включён светильник.

На входе стоит домик, из окна которого кассир продаёт билеты в планетарий.

Экскурсовод провожает гостей к коврикам, на которые они ложатся и рассматривают блики (звёзды) от светильника. Звучит аудиозапись музыки «Сны юных космонавтов» (Артек Электроника).

Воспитатель: Что изображено на окне? (солнечная система). 

Рассказ воспитателя о солнечной системе.

Образование солнечной системы началось около 5 миллиардов лет назад. Первым образовалось Солнце, затем появились планеты. Солнце родилось из гигантских облаков, пыли и газа в космическом пространстве, эти облака притягиваясь друг к другу постепенно сближались. Затем они сливались и уплотнялись, горячее и ярче, пока наконец не образовалось Солнце. Солнечная система названа так по имени Солнца. Солнечная система состоит из 9 планет, которые движутся по круговым орбитам во круг Солнца. 

В солнечной системе имеется 9 планет, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. 4 самые близкие к Солнцу планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс, являются огромными шарами из горной пароды, но они кажутся маленькими по сравнению с гигантами – Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном – которые состоят в основном из газа. Исключением является Плутон – самый маленький и самый удаленный, который состоит из твердых парод.

Земля - единственная планета в солнечной системе на которой есть жизнь. Живые организмы могут существовать на Земле, потому что на нашей планете есть вода и воздух, которым мы дышим.

Воспитатель: Теперь вы узнали многое о звёздах, и поэтому предлагаю Вам отгадать звёздные загадки?

Космические загадки

(в процессе отгадывания воспитатель показывает слайды с отгадками)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете —

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора —

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!

Игра «Скафандр космонавта»

Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр (показ слайда). Он защищает тело человека, позволяет дышать.

Мы тоже сейчас в космосе, представьте, что на нас надеты скафандры,  на голове шлем (наклоны и повороты головы).

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие пальцев кистей).

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). 

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).

Игра «Полёт в космос»

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов.

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов!

Флаг российский мы поднимем, (дети поднимают вверх флажки)

В гости к звёздам полетим

И оттуда всей Вселенной

Свой привет передадим! (машут флажками)

5, 4, 3, 2, 1! Вот и в космос мы летим! (дети бегут)

В две шеренги вы вставайте,

Свою ракету занимайте! (перестраиваются в две шеренги лицом друг к другу)

1, 2, 3, 4, любим весело играть, (идут вперёд)

1, 2, 3, 4, можем в космосе летать. (отходят назад)

1, 2, 3, 4, космонавтом стать хочу, (идут вперёд)

1, 2, 3, 4, я в ракете полечу! (отходят назад)

Вы, ребята, выбегайте,

В открытом космосе полетайте! (дети свободно перемещаются по залу)

Раз, два, три, место в ракете займи! (дети занимают свои места в шеренгах)

Будем в космосе летать,

Звёзды с неба собирать!

Изготовление кулонов «Звёзды»

Изготовление теснённых звёзд с помощью штампов (кусочков вязаной ткани).

Воспитатель: Раскатайте из массы для лепки пласт толщиной около 5 мм (показ).

Затем нужно положите вязанное рельефное полотно (хорошо смотрятся узоры с косичками и разными варанами). Ладонью хорошенько вдавите полотно в массу.

Старайтесь равномерно распределять давление на всю поверхность полотна. Вы можете отодвинуть краешек вязки, чтобы посмотреть на тисненный рельефный рисунок. Если результат вам нравится, можно убирать все полотно. Если нет, то стоит продолжить давление на полотно.

Затем приложите готовую форму звезды и вырежьте её с помощью стеки.

На одном острие звезды нужно выдавить небольшое отверстие с помощью деревянной палочки. Проденьте в отверстие ленточку, и оставьте сохнуть.

Дети забирают свои поделки и уходят в свою группу.

10.15 – 10.45

Рефлексивный круг по результатам посещения разных групп.

Воспитатель: Ребята вам понравился клубный час? Все принесли кружочки? Если кружочки у вас все сохранились, то все правила были выполнены (если нет, то разбор причин непослушания). Сейчас я вам дам вот такой мячик и вы будете его передавать друг другу и делиться впечатлениями, расскажете нам, что вам больше всего запомнилось. Слушать надо внимательно, не перебивая.

Вопросы:

  1. Где вы были?
  2. Чем занимались?
  3. Что принесли с собой? (дети рассказывают).

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы и проявили самостоятельность и продемонстрировали умение перемещаться по космическому кораблю (ДОУ), вежливо обращаться с просьбами. В нашем детском садике ещё будут проводиться «клубные часы».

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

Гимнастика после сна «Гимнастика космонавтов»

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

Лежа, дети выполняют наклон головы, то к одному, то к другому плечу

Смотри скорей, который час?

Часы велят вставать сейчас

Руку ко лбу, «смотрят время»

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться.

Руки вверх-потягивание

Носом вдох, а выдох ртом.

Вдох-поднять грудную клетку, выдох-опустить

Дышим глубже животом

На вдох поднимают живот, на выдох –опускают

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Сгибают и разгибают руки к плечам, в стороны.

Потянули мы носочки,

По коленям три хлопочка.

Движения по тексту

Распрямились, потянулись

Руки вверх – потягивание

А теперь на пол вернулись

Встают около кроватей

Спину тоже разминаем,

Взад-вперед ее сгибаем

Руки на пояс, наклоны вперед-назад

Поворот за поворотом

Переходим на дорожку

Руки на поясе, круговые движения туловищем и идут по массажной дорожке

Выполняем упражненья

Для разминки и веселья.

Упражнения с предметами, предложенные воспитателем

А потом шаги на месте

Выполняем не спеша

Ходьба на месте

Ноги выше поднимаем

И тихонько, опускаем

Резко поднимают то одну, то другую ногу, согнутую в колене и медленно опускаем

Окончательно проснулись

И друг другу – улыбнулись!

ПОЛДНИК В КОСМОСЕ

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,

Пальцы сжимают и разжимают

Космонавт летит в ракете.

Ладони сомкнуты над головой

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Соединяют пальцы

Горы, реки и моря.

Руки разводят в стороны

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Ладони над головой «крышей».

ИГРЫ

№ 1 «Кто быстрее построит космический корабль из геометрических фигур?»

Дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя команды строят (из строительного материала разного размера) космический корабль. Выигрывает команда, которая быстрее справилась.

№ 2 Игра «Путаница: прыг и скок»

На слово - «Прыг», — подпрыгнуть, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». На слово - «Скок!», — подскочить и отвечаете: «Прыг».

№ 3 Игра «Пролезь в кольцо»

Дети разбиваются на две команды, по 5-7 человек. Каждый участник из команды добегает до обруча, пролезает сквозь него и бежит обратно к своей команде. Побеждает та команда, которая пришла первой.

№ 4 Игра «Перевези пассажира на другую планету»

Нужно перевезти пассажиров на дальнюю планету под музыку. Перевозят пассажиров в обруче — бег в паре. Выигрывает та команда, которая быстрее всех перевезла пассажиров.

№ 5 Игра «Кто быстрее соберет детали космического корабля»

На полу, в двух обручах лежат (перемешанные) разные виды конструктора. По команде дети разбирают «детали космического корабля» в корзинки. Выигрывает команда, которая аккуратнее и быстрее справится с заданием.

Викторина «Космическая подготовка»

(за правильный ответ ребёнок получает жетон в виде звезды)

А сейчас мы поиграем —

все секреты разгадаем!

Пусть вопросы не логические,

Но вполне космические.

  1. Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин).
  2. По какой карте ориентируется космонавт? (звёздная карта)
  3. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль, ракета).
  4. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (ракета).
  5. Как называется костюм космонавта? (скафандр).
  6. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрека).
  7. Какие планеты находятся в солнечной системе? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон).
  8. Самая большая и горячая звезда во Вселенной? (Солнце).
  9. Какой нужен аппарат чтобы рассматривать звезды? (Телескоп)
  10. Кто изучает жизнь планет? (астроном)
  11. Какое небесное светило светит ночью? (луна)
  12. Как называется планета, на которой мы живём? (земля).

Конструирование «Планетарий»

На листе бумаги рисуем (точками) солнечную систему, затем прикладываем к коробке и с помощью шила делаем отверстия. Внутрь коробки ставим фонарик. Планетарий готов.

Рефлексия:

После завершения «Клубного часа» организуется рефлексивный круг - обсуждение.

Обсуждаются такие вопросы:

- Как назывался клубный час, в котором ты был?;

- Какие группы посетили? Что там видели?;

- Что вам понравилось больше всего?;

- Хотите ли ты ещё раз побывать на клубном часу, почему?;

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Составитель: Скобликова М. А., воспитатель МБДОУ №22 пгт Кавалерово

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час на тему «Космос. Я – часть Вселенной»

Закрепить и обобщить знания детей о космосе....

Проект "Космос. Я часть Вселенной"

В данном проекте рассмотрена проблема недостаточности знаний у детей о Солнечной системе и о космосе в целом. Важно понимать необходимость донести детям, в доступной для них форме, базовые знания о ко...

Клубный час «Космос. Я часть Вселенной».

laquo;Занимательный космос» (викторина, подготовка космонавтов)....

конспект итогового мероприятия по теме месяца. Ситуация месяца: «Космос. Я часть Вселенной».

Конспект помогает в занимательной форме сформировать у детей элементарные представления о космосе, воспитывать дружеские отношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей, восп...

Тематический уголок «Человек. Вселенная. Космос», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос

12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос. Это событие стало одной из самых важных вех в истории всего человечества. 60 лет назад первый советский летчик-космонав...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...