Главные вкладки

    Статья по теме:
    Участие в межмуниципальных педагогических чтениях «Человек как предмет воспитания», посвящённых 150-летию выхода одноимённой книги Константина Дмитриевича Ушинского

    Ажакулова Ольга Александровна

    Труд является важнейшим источником нравственного развития личности.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл тезисы32.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Николаевска Волгоградской области

     

    Участие в  межмуниципальных педагогических чтениях «Человек как предмет воспитания», посвящённых 150-летию выхода одноимённой книги Константина Дмитриевича Ушинского

                                                                                                                                                                                                          Подготовил:

                                                                      воспитатель I квалификационной категории

    Ажакулова О.А.

    14 февраля  2017 год

                                                                                   

    Ажакулова Ольга Александровна

    воспитатель МОУ «Средняя школа №3»

    г. Николаевска (дошкольные группы)  

    «Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в рамках наследия К.Д.Ушинского».

    Воспитание должно развить в человеке 
    привычку и любовь к труду; оно должно
     
    дать ему возможность отыскать
     
    для себя труд в жизни.
     

    К. Д. Ушинский

    Актуальность значения трудового воспитания отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра».

    Труд является важнейшим источником нравственного развития личности.  Педагог   писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

    Трудовое воспитание - одно из важных направлений в моей работе, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

     По данной теме я  работаю на протяжении нескольких лет начиная

    с  младшей   до подготовительной группы.

    При ознакомлении детей с трудом я использую такие формы работы, как:  

    наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, инсценировка произведений, организация посильной помощи взрослым, организация совместного труда детей со взрослыми.

    Я ставлю задачи с учетом возрастных особенностей.

    В младшем возрасте начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).

    Младший   возраст

    Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения,  приучающие их  к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя)

    Всю работу проводила в игровой форме, создавая различные проблемы и ситуации, в которые попадали различные герои, например, пришел в гости Буратино, который ничего не умеет делать. Дети, пытаясь научить Буратино, осваивали навыки сами.

    Средняя группа

    Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий,  организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что  формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду).

    Старший дошкольный  возраст

    Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и  лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде).

    Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов

    Младший   возраст

    Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

    Средняя группа

    Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

    Старший дошкольный возраст

    У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

    Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде

    Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

    Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

    Стал традиционным проект «Лучок». Дети выполняют элементарные трудовые действия: сажают лук, поливают, ухаживают за растущим луком, наблюдают за изменениями лука, ведут журнал наблюдений, результат проекта – выращенный лучок к обеденному столу.

     Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней

    Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом: разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки; природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы; бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

    Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

     Привлекаю родителей в оказании помощи в воспитании любви к труду у детей.
    В процессе совместной работы с родителями, дети приобретают самостоятельность в  выполнении трудовых поручений,  работают  быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями  трудовой деятельности  обеспечивает активность и инициативу действий в  дальнейшей жизни воспитанников.

    Анализ моего педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней радость.

    «Труд истинный и непременно свободный имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и всё свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека… Без личного труда человек не может идти вперед…» К.Д.Ушинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Константин Дмитриевич Ушинский

    Это статья М.М.Ягнятинской "К.Д. Ушинский и словесность" (публикация: ж. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неу...

    КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ -ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)- великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы....

    Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

    Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

    Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

    Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

    Советы родителям по чтению художественной литературы и воспитанию у детей бережного отношения к книгам

    Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством....

    Константин Дмитриевич Ушинский – педагог и детский писатель.

    К. Д. Ушинский учился в гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учит...