Константин Дмитриевич Ушинский
статья по теме

Арушанян Анжелика Юрьевна

Это статья М.М.Ягнятинской "К.Д. Ушинский и словесность" (публикация: ж. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)

Рассматривается вклад К.Д. Ушинского в национальную культуру России, его неустанная борьба за чистоту и самобытность русского языка. Достижения К.Д. Ушинского в этой сфере могут и должны быть практически использованы и в XXI веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korchak.docx25.81 КБ
Файл ushinskiy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Левин

Януш Корчак - мыслитель и педагог


Литературное и педагогическое наследие Корчака постепенно завоевывает мир. Созданная в 1979 г. Международная ассоциация им. Януша Корчака объединяет ныне общества, действующие в двадцати странах. Произведения Корчака переведены на многие языки. Все больше издается книг и статей, посвященных его жизни и творчеству. Все чаще он становится героем произведений искусства: кинематографии, театрального, изобразительного. Ежегодно проводятся международные и национальные семинары и конференции, цель которых - распространять идеи Корчака, делать их достоянием и специалистов и широкой общественности.

Однако нередко мы имеем дело с явлением, которое условно можно назвать "панкорчакизмом". Суть его в том, что Корчаку приписываются любые благородные, прогрессивные и современные идеи теории и практики воспитания. При этом не принимается во внимание, что многие существенные элементы его педагогической мысли и практической деятельности были порождены "духом эпохи", эпохи, в которой он жил.

Корчак - типичный представитель интеллигенции рубежа ХIХ - XX вв., общественный деятель, самоотверженный врач, глубоко знающий жизнь, отзывающийся на чужую боль и несчастье, "художник, устремленный в будущее. Но Корчак - и сложная личность, человек, борющийся с обстоятельствами и с самим собой всю жизнъ, с юных лет и до момента трагической смерти, ищущий свой путь.

Рассмотрим в свете сказанного некоторые проблемы педагогики Корчака.

Корчак и новое воспитание

Внимание к психическим особенностям ребенка, убеждение, что главным принципом организации жизни в детском коллективе должно быть самоуправление, наконец,  значение, придаваемое гигиене в самом широком смысле слова - все эти идеи Корчака были следствием его увлечения делом великих педагогов-реформаторов: Песталоцци, Фребеля, Спенсера и др., а также различных направлений Нового воспитания, весьма влиятельного в конце прошлого - начале нынешнего столетий.

Корчак внимательно следил за новейшими педагогическими достижениями, за складывавшимися в то время такими научными дисциплинами, как детская психология, педология, экспериментальная педагогика. В них он черпал вдохновение для собственных идей, для развитая собственной деятельности.

Видение мира

Анализируя наследие Корчака с точки зрения его оригинальности, сугубо "корчаковской" специфики, необходимо иметь в виду,  что ему принадлежит авторство единственной в своей роде, уникальной историософской концепции, концепции, в центре которой находится ребенок. Причем ребенок у Корчака - не абстракция, он существует в определенной жизненной ситуации, в определенных классовых, социальных, институциональных условиях и Корчак видит его сквозь призму своего катастрофического мироощущения. Вспомним его слова: "Как не трагична современная жизнь". Мир - по Корчаку - плохо устроен взрослыми, плохо управляется ими, в нем царит зло и несправедливость, а судьба человека зависит от множества иррациональных факторов, мир движется к самоуничтожению. Такое мировидение полнее всего отражено в драме Корчака "Сенат безумцев" (1931), но сложилось оно гораздо раньше, еще в юности. Корчак глубоко тревожился о судьбах мира, человека и особенно ребенка, самого беззащитного, испытывающего несправедливость едва ли не с рождения. Он неустанно подчеркивал,  что все пороки в жизни общества (войны, угнетение, социальное неравенство, нищета) в первую очередь сказываются на детях. Это мрачное видение мира определяет все творчество Корчака, способ его чувствования, переживания, мышления к действия. На этом фоне предстаёт и проблема ребенка, его места в обществе, возможностей и перспектив его развития.

Решение проблем ребенка

Описывая положение ребенка в мире взрослых, Корчак выдвигал крайне показательное для всей его философии требование начать совершенствование мира (т.е. более рациональное, справедливое и гуманистическое решение различных общественных, экономических и культурных проблем) с решения проблем детей. Последнее означает для него - добиваться их подлинного равноправия со взрослыми.

Формулируя эти идеи, Корчак предвосхитил, значительно опередил положения женевской "Декларации прав ребенка" (1924), а также позднейших документов ООН (1948-1959). Любопытно, что во всех этих, даже новейших, документах равноправие детей сводится чаще всего к опеке,  осуществляемой взрослыми по отношению к детям, иначе говоря,  эта проблема предстает в категориях своеобразного, общественного и государственного протекционизма. Эта - односторонняя  точка зрения преобладает не только в юридических актах, но и в повседневной воспитательной практике, и в семье, и в школе. К ребенку все еще относятся как к объекту опеки, а не как к существу, имеющему право быть субъектом. Здесь утрачивается важнейшая мысль Корчака:  "Нет детей - есть люди".

Видеть в ребенке человека

Корчак утверждал, что ребенок - не зародыш человека, человек, человек уже сейчас, а не тогда, только когда вырастет.  "Дети не в будущем будут людьми, они уже есть люди.

Ребенок является полноценным человеком в каждый момент своей жизни, на любом этапе развития. Во многом он даже превосходит взрослых (например, по эмоциональности, впечатлительности, спонтанности, непосредственности реакций).

Отсюда и главное требование Корчака: ребенок имеет право быть самим собой, т.е. таким, каким он есть, каким он может и хочет быть. Жизнь ребенка, как, впрочем, каждого человека без исключения, имеет самостоятельную, неповторимую ценность. То, что мы привыкли определять как уважение к ребенку, должно выражаться прежде всего в признании его достоинства, индивидуальности, неповторимости, права на идентичность - национальную, расовую, культурную.

Такая позиция означает принципиальное изменение места ребенка и взрослого в процессе воспитания.

Сущность процесса воспитания

Все еще широко распространен взгляд, что воспитание - это процесс воздействия взрослых (родителей, учителей, воспитателей) , наделенных особыми правами и авторитетом (который они имеют как бы по должности), на детей, которые по существу лишены каких бы то ни было прав и которым взрослые могут навязывать свои вкусы, привязанности, требуя при этом послушания, подчинения установленным свыше рекомендациям. В понимаемом таким образом процессе воспитания остается совсем немного места для уважения подлинных потребностей и прав ребенка. Желая быть (или стать) собой, он встречает многочисленные препятствия, ибо ему внушают, что он должен лишь копировать образцы поведения, которые взрослые считают верными.

По Корчаку, суть процесса воспитания заключается в ином. Воспитание - это взаимное воздействие человека на человека, взрослого на ребенка, ребенка на взрослого. Не только ребенок должен учиться у взрослого, но и взрослые должны постоянно учиться у детей. Долг взрослых - помочь  детям стать собой, понимать и поддерживать их в повседневном труде роста, развития, созревания, познания и овладения искусством жить. Взаимодействие с детьми в этом тяжелом труде требует эмпатии, умения сочувствовать, сострадать требует постоянных усилий: надо научиться смотреть на мир глазами ребенка, по-детски радоваться и печататься, освободиться от панциря искуственной взрослости, постепенно ограничивать зависимость детей от взрослых.

Формирование собственной системы ценностей

Как можно помочь ребенку стать самим собой, как способствовать процессу его подлинной самореализации? Прежде всего - создать условия и отношения, позволяющие ему формировать собственную систему ценностей - этических, социальных, эстетических, определяющих их ментальность, чувствование, действия, разрешение повседневных проблем.

Традиционно полагают, что взрослые могут и должны внушить ребенку - и чем раньше, тем лучше - определенную систему ценностей, готовую, едва ли не кодифицированную, раз и навсегда данную, обязательную, подтвержденную разного рода авторитетами (религиозными и светскими).

Корчак иначе трактует эту фундаментальную проблему. Обратимся к его тексту "Прощание" (1919), адресованному выпускникам Дома сирот:

"Мы ничего вам не даем.
Мы не даем вам Бога, ибо вы сами должны найти его в собственной душе, трудясь в одиночку.
Мы не даём вам Родины, ибо вы должны найти ее трудом собственного сердца и мысли.
Мы не даем вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощать - это тяжелый труд, труд, который каждый должен предпринять сам.
Мы даем вам только одно: Тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, по жизни Истины и Справедливости.
Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, Родине, Любви."

В этом кратком выступлении Корчака по случаю очередного выпуска заключена почта вся его педагогическая идеология. Более того, основа его воспитательной программы.

Из этой программы следует:

- Нет таких ценностей, которые можно было бы передать или привить детям извне, навязывая их сверху, в раз и навсегда определенном виде.

-       Ценность становится значимой и формирует жизнь человека, когда она постепенно созревает и развивается в нем.

-       К любой ценности, если она подлинная, неповерхностная, каждый должен приходить сам, собственным трудом, страдая, блуждая в поисках, не раз меняя свои установки и поведение.

-       Лишь трудясь так, человек становится собой. В противном случае он остается марионеткой, которой манипулируют, существом, которое бездумно подчиняется тем или иным стереотипам мышления и поведения.

Активное участие в переустройстве жизни

Усилия, которые человек предпринимает, чтобы сформировать свою собственную систему ценностей, не могут быть исключительно или главным образом созерцательными. Созерцание, критическая саморефлексия, детальный анализ аргументов, в пользу той или иной ценности, необходимы. Однако решающее влияние на формирование системы ценностей оказывает активное участие в переустройстве жизни, в ее совершенствовании в духе справедливости, добросовестности, правды.

Создание (или участие в создании вместе с детьми) именно такой модели жизни, жизни, какой еще не было, но которая может быть, - существеннейшая черта педагогики Корчака. Работая в Доме сирот и в Нашем доме, Корчак доказал, что такая - на первый взгляд, утопическая - модель может существовать, развиваться - и даже в крайне неблагоприятных условиях. В этих известных детских домах Корчак создал прототип новой модели совместного проживания взрослых и детей. Сущность этой модели заключалась во внедрении в жизнь корчаковской идеи равноправия детей, предоставлении им возможности быть собой и чувствовать себя частицей коллектива.

Принцип законности

Организуя новые формы жизни,сосуществования детей и взрослых, Корчак исходил из того, что они должны иметь в основе четко определенные законы, что принцип законности должен быть основополагающим. Этот принцип означал, что человек должен быть послушным не человеку, а закону, действующему в данном учреждении. Закон устанавливался совместно взрослыми и детьми, был обязательным в равной степени и для детей и для взрослых. В такой системе не было места двойной морали. Взрослые и дети подчинялись одним и тем же законам. Законы регулировали все основные сферы жизни коллектива. На страже законов стояли специальные институты: сейм, судебный совет, товарищеский суд. Последний можно считать своеобразным трибуналом, следившим за тем, чтобы в повседневной жизни обитателей детского дома укреплялись основные принципы корчаковской этики: соблюдение совместно установленных законов, осознание каждого предосудительного поступка, воспитание снисходительности, терпимости и т.п.

Трудящееся общество.

Модель жизни в детском доке Корчака предполагала, что детское общество - это общество трудящихся. Отношение к труду было главным критерием оценки каждого воспитанника. Сама по себе идея труда как основного фактора, формирующего личность воспитанника, способствующего его подготовке к будущей жизни, к выполнению задач, которые она выдвигает, не была новаторской. Она - стержневая у многих выдающихся педагогов, в частности, у Дьюи, Кершенштейнера, Блонского, Шацкого, Макаренко. В корчаковской же интерпретации проблемы, труда заметно и влияние специфического польского социализма, особенно общественных взглядов С.Бжозовского. Этим объясняется, отношение к труду как к своеобразной мистерии, культ работы, орудий труда, добросовестного работника -представителя лучшего будущего.

Но кроме этих общих для разных мыслителей, разных деятелей принципов, в практической работе Корчака было много и новых оригинальных элементов. Прежде всего, это огромное значение, которое он придавал чрезвычайно точной организации всей совокупности работ, выполняемых детьми и взрослыми. Корчак изучает и выверяет каждое действие. Он как бы разлагает ее на важнейшие факторы, определяет алгоритмы выполнения той или иной операции. Он измеряет труд, вводит так называемые единицы его измерения. Он предполагает, что взрослые должны лично участвовать в исследовании и нормировании каждой новой операции. Участие в труде было существенным элементом,  лежащим в основе разделения воспитанников на четыре категории "граждан". Получение определенной суммы единиц труда позволяло быть удостоенным звания заслуженного работника.

Самовоспитание

Активное участие в жизни детского коллектива, функцио-нирующего на новых принципах, требовало от воспитанников больших усилий, постоянной интенсивной работы над собой. Это был двусторонний процесс. Работая на благо других, надо было постоянно регулировать свои взгляды и поступки - и не из страха перед наказанием и не из-за давления со стороны воспитателя, а поверяя их установленными законами и мнением однокашников, ровесников. Это давалось нелегко, не всегда получалось. Трудно было избавиться от вспыльчивости, агрессивности, жадности, безразличия. Нелегко давалось и выполнение различных, добровольно взятых на себя обязательств, обретение новых навыков, необходимых при пользовании новыми инструментами и оборудованием. В почете были также добросовестность, изобретательность, пунктуальность.

Корчак разработал целую систему воспитательных мероприятий и приемов, которые должны были стимулировать эти усилия, укреплять дух, приучать идти к большим целям, поэтапно преодолевая более мелкие трудности (списки утреннего вставания, категории чистоты, пари).

Все это в совокупности должно было привести к переустройству мира (пусть на малом участке), а главное - к переустройству человека, совершенствованию его природы, всего рода человеческого, делать людей лучше, выше, чем окружающие их условия и обстоятельства.

Несколько заключительных соображений

К сожалению, в современных просветительско-воспитательных учреждениях мы далеки от корчаковской модели сообщества взрослых и детей.

Взрослые сами устанавливает законы, которым должны подчиняться дети, и требуют их беспрекословного выполнения. Требования, выдвигаемые взрослыми, касается главным образом умственного развития детей и соблюдения ими порядка. И лишь в незначительной степени они касаются труда в самом широком смысле - как фактора и индивидуальной, и коллективной жизни, как формы существования человека. Это мы наблюдаем и в семье, и в школе, и в детском доме. Неверное отношение к труду порождает потребительство, стремление пользоваться современными благами, а не приращивать иx.

Еще многое предстоит сделать для достижения подлинного равноправия детей. Несмотря на то, что со времен Корчака опека над детьми получила значительное развитие, в детях продолжают видеть подчиненные существа, они избыточно зависимы от взрослых и просветительско-воспитательяых учреждений.

Развивать идеи Корчака значит стремиться к тому, чтобы и в семье, и в воспитательном учреждении понимали: их основная обязанность - помочь ребенку быть собой, быть человеком, который имеет право на собственное мнение, собственное, представление о жизни и мире, на диалог, на самостоятельное принятие решений по вопросам, касающимся его сверстников, ибо ребенок лучший эксперт в этих вопросах. Это вовсе не значит, что дети всегда и во всем правы, что всегда точно формулируют мнение, но с их мнением нельзя не считаться - и не "понарошку", а понастоящему, взаправду, всерьез. Иначе говоря, дети должны очень широко пользоваться правом самоопределения, правом, устанавливаемым ими вместе со взрослыми. 

Если до сих пор не удалось в полной мере реализовать эти идеи в семье и в воспитательном учреждении, то потому, что сделать это чрезвычайно трудно. Для этого надо было бы пересмотреть многие функционирующие десятки, а то и сотни лет стереотипы,  отказаться от них,  изменить всю систему воспитания.

Гораздо проще навязывать детям идеи, которые кажутся нам верными. Гораздо проще заставлять их слушаться, быть, так сказать,  "воспитанными". Не так трудно и не так емко по времени - произвольно, сверху, устанавливать разного рода границы, угрожать санкциями и наказаниями, быть "надзирателями грязных ушей и стен" (Корчак).

Практика свидетельствует: нелегко отказаться от такой системы, вступить на другой путь, где каждый успешный шаг в воспитании окупается большим трудом, а порой и риском. Намного сложнее исходить из позиции: мы - взрослые, мы опытнее, чем дети, но у нас иной опыт. У нас есть определенные воспитательные задачи, но мы не имеем права устанавливать для детей порядок в учреждении или в семье, не считаясь - и самым серьезным образом - с мнением и пожеланиями детей, не оставляя им во всех сферах широкие возможности для подлинного самоуправления. Разумеется,  это труднее, ведь невозможно заранее предсказать, чего пожелают дети, как они будут действовать. Это вынудит нас искать другие способы взаимопонимания с детьми, а также другие способы воздействия на них.

Воспитатель, воспитывающий себя

Если мы хотим, хотя бы отчасти, следовать заветам Корчака, каждое детское учреждение должно стать ИХ учреждением, в котором они живут согласно собственным представлениям о жизни, о достоинстве, справедливости. Но для этого мы должны вместе с детьми устанавливать принципы, регулирующие сосуществование детей и взрослых. Мы - вместе с детьми - должны научиться жить в новой системе, а не навязывать им искусственную систему, чуждую их опыту и духовному складу.

Очень многое следует перестроить в нас самих, от многого надо отказаться, многие педагогические предубеждения отринуть. Мы сами  должны меняться,  чтобы дети в контакте с нами развивались естественно, развивались с нашей помощью, черпая из нашего опыта, опираясь на нашу жизненную мудрость. Невозможно производить изменения в других,  если мы сами не меняемся, не работаем над собой, не корректируем свои позиции и поступки. Воспитывать других - это значит воспитывать прежде всего самих себя.

Следуя по пути, предначертанному Корчаком, можно создать такую систему жизни, в которой дети будут чувствовать себя хорошо, уютно, будут ощущать себя полноправными существами. А мы ощутим,  что вместе с детьми строим новую модель жизни и воспитания, которой еще нет,  но которая может быть. Если Корчак много лет назад не считал это утопией, почему мы сегодня должны думать,  что это утопия?

Пер. с польского 0.Медведевой

Примечания

1. Korczak J.   Jak kochac dziecko.   /Korczak J.   Pisma wybrane.   Tom I.   Warszawa,   1978.   s.   198.

2. Korczak J.   Rozwoj  idei milosci  blizniego w XIX wieku,
 "Czytelnia  dla  Wszystkich",   1899,   n 52.   / Mysl pedago-giczna Janusza Korczaka.  Warazawa,  1933.   s.   31. Korczak J.   Pozegnanie.   / Korozak J.   Pisma wybrane.   T.   II. Warszawa,   1978.   3.   61-62.



Предварительный просмотр:


К.Д. Ушинский и словесность
 (М.М. ЯГНЯТИНСКАЯ. Филология, № 2 (55) – 2008. – С. 142-145)

Мы знаем Константина Дмитриевича Ушинского как великого педагога России. Гордимся, что наше учебное заведение носит его имя. Нельзя забывать и тот вклад, который К.Д. Ушинский внес в национальную культуру России – это, прежде всего, борьба за чистоту и самобытность русского языка. В области русской филологии этот ученый стоял на такой высоте современной ему науки, как никакой другой педагог его времени.

Актуальностью проблемы вызвано и наше обращение к теме «К.Д. Ушинский и словесность». Цель статьи – охарактеризовать теоретические и практические основы, на которых строилась учебная работа К.Д. Ушинского, преподавателя словесности и других предметов, и оценить значение его трудов по русскому языку и русской литературе.

Чтобы понять истоки его взглядов на словесность, обратимся к отдельным фактам биографии педагога.

Родители К.Д. Ушинского были образованными людьми. Первоначальным образованием сына занималась мать. В семье была хорошая библиотека, и К.Д. Ушинский уже в детстве читал много. В 12 лет он поступил в Новгород-Северскую гимназию (сразу в 3-ий класс). Директором гимназии был Илья Федорович Тимковский, профессор-классик, любивший словесность и внушавший эту любовь своим воспитанникам. К.Д. Ушинский считался одним из лучших учеников своего класса. Много читал книг на русском языке, а за два года до окончания гимназии самостоятельно выучил немецкий язык и свободно читал Шиллера. Будущий ученый признавал важность систематических упражнений, «гимнастики ума», как при изучении классических языков, так и при изучении родного языка.

Получив свидетельство об окончании курса гимназии, К.Д. Ушинский старательно подготовился к вступительному экзамену в Московский университет и в 1840 г. поступил на юридический факультет. Окончил курс в 1844 г. Сведений о его учебе в университете мало, но известно, что по окончании университета он готовился к профессорской деятельности, изучив специальные сочинения по истории, географии, философии, правоведению на русском, французском, немецком языках. В дневнике этого периода К.Д. Ушинский сообщает о строгих правилах своего поведения и постоянной работе в университетской библиотеке.

В 1846 г. он получил предложение занять должность профессора в Ярославском Демидовском лицее. В 1848 г. выступил с печатным научным трудом «О камеральном образовании» (камеральные науки – цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в XVII-XVIII веках в университетах Германии и других европейских стран, в России – со второй половины XIX в.).

Преподавание К.Д. Ушинского отличалось свободомыслием, что вызывало недовольство у руководства лицея. В связи с этим педагогическая работа ученого прервалась. Из Ярославля он переехал в Петербург. В Департаменте духовных дел иностранных исповеданий К.Д. Ушинский служил до 1854 г., после чего возобновил педагогическую работу после приглашения в Гатчинский сиротский институт для детей дворян в качестве учителя русской словесности и юридических предметов.

К.Д. Ушинский приобрел известность своими педагогическими статьями и получил назначение в Смольный институт. Особое внимание он уделял русскому языку, подчеркивал необходимость вдумчивого чтения. Педагог выступил и как реформатор: ввел официальные педагогические конференции. Он ставил русский язык во главе образовательных предметов с самых первых лет обучения, прилагая к делу преподавания родного языка все свои исключительные знания и таланты.

В период борьбы с реформаторами деятельность К.Д. Ушинского стала неугодной, к тому же на него поступали письменные доносы и жалобы. «Слишком» умного и честного реформатора решили снять с должности. 22 марта 1862 г. он вынужден был подать прошение об увольнении. Одновременно К.Д. Ушинскому пришлось прервать и редакторскую деятельность («Журнал министерства народного просвещения»). Он отправился за границу для изучения постановки школьного дела. Были и приезды в Петербург для участия в педагогических собраниях. Возвращение в Россию произошло в 1867 г. Из-за проблем со здоровьем К.Д. Ушинский направился в Одессу. Скончался великий педагог 22 декабря 1870 г.

Таким образом, из биографии К.Д. Ушинский становится известным, что он работал учителем словесности, писал статьи по юридическим и педагогическим вопросам, призывал к глубокому изучению русского языка, был редактором журнала и автором незаурядных статей по словесности.

Что же такое «словесность»? Обратимся к некоторым словарям: 
1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»: «Словесность, словесные науки, все, что относится к изучению здравого суждения, правильного и изящного выражения; письменность/общность словесных произведений народа, письменность, литература» [1]. 
2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»: «Словесность – творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Теория словесности. Народная словесность. Словесные науки (филологические)» [2]. 
3. «Словарь русского языка» (Академия наук СССР. Институт русского языка): «Словесность. 1.Устар. Художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого-либо народа. 2. Устар. Филологические науки (лингвистика, стилистика, литературоведение и т.п. // Название учебного предмета в дореволюционной средней школе, дававшего систематические знания по литературе)» [3].

В России словесность преподавалась до Октябрьской революции в гимназиях и других учебных заведениях. Великий классик русской литературы А.П. Чехов в 1894 г. написал рассказ «Учитель словесности». Что же сделал К.Д. Ушинский для развития словесности в России? Благодаря его широким и глубоким знаниям стала возможной правильная постановка первоначального обучения родному языку и литературе. Это было большим достижением для того времени. К.Д. Ушинский не только доказал, что первоначальное обучение родному языку и родной литературе должно основываться на данных науки своего времени, обработанных посредством педагогической теории и рационального учебного опыта, но и показал на практике возможность осуществления такого обучения.

В «Детском мире» (1861) К.Д. Ушинский высказал мнение о первоначальном обучении в русской школе. Реализацию своих замыслов по созданию систематического курса первоначального обучения он осуществил в знаменитом труде «Родное слово» (1864). Педагог составил наставления о том, как преподавать детям отечественный язык, и выделил следующие принципы обучения:
– самостоятельность детей;
– наглядность обучения;
– систематичность.

В 1860-1861 гг. К.Д. Ушинский редактировал «Журнал министерства народного просвещения». На страницах этого издания он пропагандировал различные педагогические идеи о народном образовании и словесности.

Ведя педагогическую деятельность, К.Д. Ушинский базировал обучение на научно-педагогических основах: для естествознания применял непосредственное знакомство с изучаемыми предметами природы, а для литературы – чтение произведений. Принятое прежде схоластическое заучивание правил и записей преподавателей он заменил сознательным учением, необходимостью рассуждений и выражения личного мнения учеников. Русский же язык, несмотря на сопротивление начальства Смольного института, педагог с первых лет обучения поставил во главе образовательных предметов. Изучение родного языка К.Д. Ушинский связывал с беседами в ходе ознакомления детей с окружающей природой. Для облегчения проведения таких занятий он составил и выпустил «Детский мир» (за один год появилось 3 издания). С целью реализации своих педагогических взглядов К.Д. Ушинский ввел официальные педагогические конференции с рассмотрением учебно-воспитательной работы. Уже в те годы он проявил себя энтузиастом в деле реформирования женского образования, стоявшего на низком уровне.

К.Д. Ушинский был и талантливым писателем, мастером русского слова, блестящим стилистом, умевшим излагать свою мысль живо, выразительно, увлекательно, оригинально. Прозаическая речь его отличалась точностью и последовательностью выражения мысли и при этом была украшена приемами поэтической речи: эпитетами, метафорами, сравнениями.

По мнению ученого, «свобода, непринужденность выражения обеспечивают содержательность живого и письменного слова». Он был решительным противником того, чтобы в изучении языка подражать слогу знаменитых писателей, как это было во французском воспитании того времени (метод Жакото).

Стиль самого К.Д. Ушинского не является риторикой, которую он изучал в классической гимназии. В литературном изложении ученый никогда не был ритором или декламатором, но всегда талантливым писателем и высокоодаренным знатоком словесности. В своем «Руководстве по преподаванию по «Родному слову» он высказывает требования к художественной стороне речи: «Та речь действительно хороша, которая выражает как раз то, что должна выразить… Всякие украшения речи, не имеющие отношения к содержанию, только портят ее…». Особенностью в статьях и произведениях К.Д. Ушинского была чистота его слога. Он много читал на немецком, французском, английском, занимаясь переводами. Во время командировок в разные страны Европы филолог долго проживал там, но сумел оградить свою речь от иностранных влияний. Он не уподобился консерватору А.С. Шишкову, предлагавшему, например, вместо калоша, галоша употреблять слово мокроступы, а твердо следовал по разумной линии заимствования: употребление в русском языке иностранных слов лишь в случае их необходимости, то есть невозможности заменить чужое слово родным, особенно в научной терминологии. Выпускник гимназии, К.Д. Ушинский в своих статьях употребляет латинские термины, выражения, цитаты из произведений латинских авторов.

Критика же А.Н. Модзалевского по поводу употребления латинской фразы «Sine ira et studio» является неуместной, так как это высказывание Тацита означает, что историк должен излагать события «без гнева и пристрастия».

Чтобы бороться за чистоту русского языка, К.Д. Ушинскому нужно было быть самому безукоризненным словесником. И действительно, качество его речи ? результат большой образовательной работы, усердного изучения родного и иностранных языков, а также дар природы и следствие живого, восприимчивого ума. К.Д. Ушинский был одним из самых образованных людей своего времени, а это была эпоха знаменитых писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова (старшие его современники), И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.Н.

Островского, А.Ф. Писемского. С особым вниманием относился К.Д. Ушинский и к народному языку. Мысли по этому поводу выражены в статье «Родное слово» (1861). Согласно взглядам ученого, родной язык – зеркало родной природы, в котором «отражается … вся история духовной жизни народа…»; «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь»; «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».

Замечательны также высказывания К.Д. Ушинского о народной поэзии, фольклоре. Ученый имел широкую осведомленность и глубокое понимание по отношению к разным жанрам русской народной словесности. Вместе с тем он считал, что некоторые жанры не

могут быть материалом для изучения языка и быта народа, например, русские былины. Он сам не пользовался текстами былин ни в «Детском мире», ни в «Родном слове». Для первоначального обучения родному языку («Родное слово» год I и II) К.Д. Ушинский признал необходимым широко использовать определенные фольклорные тексты: пословицы, поговорки, загадки, сказки.

В предисловии к первому изданию «Детского мира» педагог отмечает: «Язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органическое создание… тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем, прежде всего, мыслящую способность. Развивать язык отдельно от мысли невозможно…»; «Дар слова - сложное качество: оно складывается из способности и навыка пользоваться запасом слов и форм для точного выражения мысли, чутья языка, которое помогает отбирать лучшие слова и формы, и инстинкта, который бессознательно направляет речь к правильным и изящным формам выражения…».

В трудах по воспитанию и обучению в начальной школе К.Д. Ушинский также уделяет особое внимание изучению русского языка.

В изучении русского литературного языка новыми и вполне рациональными были взгляды К.Д. Ушинского на грамматику и ее преподавание. Он указывает, что исключительное изучение грамматики само по себе не развивает дара слова, но незнание грамматики не дает дару слова сознательности; заучивание грамматики есть такая же нелепость, как заучивание логики или арифметики.

Изучая язык и литературу для себя и для детей, К.Д. Ушинский искал и находил основы этого изучения в общих, определяемых наукой свойствах языка.

В изучении проанализированных выше разделов словесности К.Д. Ушинский преодолел самую высокую планку. Ему позволило сделать это широкое образование, критические взгляды и безграничная любовь к языку и забота о чистоте русской словесности. Преподавание К.Д. Ушинским словесности и законоведения способствовали утверждению его как ученого-энциклопедиста.

Указание в словаре по поводу словесности – «устаревшее» – не в силах зачеркнуть огромную лингвистическую работу ученого - воспитание посредством слова.

Из приведенного же цитирования лишь некоторых словарей русского языка видно, что та словесность, за которую ратовал всю свою жизнь К.Д. Ушинский, постепенно исчезает в нашей современной системе образования. Достижения К.Д. Ушинского в борьбе за чистоту русского языка должны быть использованы и в XXI веке. И никакое реформирование системы образования не может быть осуществленным без учета той работы, которую проделал в свое время этот великий педагог и ученый.