«Ранняя профориентация дошкольников»
статья на тему

Лямина Ольга Олеговна

Статья содержит в себе обощенный опыт педагогов о необходимости профориентации детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников»

В современном мире выбор профессии встает перед ребенком только в старших классах, что приводит к спонтанному решению. На которое может повлиять ни желание ребенка и его личностные качества, а отсутствие знании о разнообразии профессии. У человека основа закладывается с детства, и так же профессиональная направленность. [1]

Профессиональная ориентация — это система мероприятии, направленных на выявлении личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказании ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. [2]

В основе понятия "ранняя профориентация детей дошкольного возраста" лежит понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда, в частности, которое достигается путем длительной и сложной педагогической работы и является одним из аспектов формирования образа и картины мира, и как предварительного этап первичного профессионального выбора. [3]

К. Д. Ушинский считал, что труд — это высшая форма человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания, он считал, привить детям любовь и уважение к труду.

А. С. Макаренко считал, что правильное воспитание — это обязательное трудовое воспитание.

Знакомство детей с трудом взрослых в его ближайшем окружении даёт возможность приобщения ребёнка к современному миру взрослых, расширения его знании о различных видах профессии. Ближайший взрослый - является организатором жизни, носителем средств и способов внешних и внутренних действий. Особенно важно, что взрослый – образец, модель в приобретении ребёнком собственного опыта.  По - этому   многие дети хотят быть «как мама и папа».  Из этого следует, что основной целью дошкольных учреждении является расширение знаний о мире профессий, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, индивидуальными особенностями каждой личности, способностями.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. [4].

Приобщение к труду как ценности возможно лишь в условиях особого характера общения, где нравственные ценности не навязываются взрослыми, а присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду взрослых.

Ученые предлагают разные подходы при ознакомлении с профессиями. С. А. Козлова и А.Ш. Шахматова предлагает знакомить детей с рабочими, формировать представление, что профессии появились в зависимости от потребностей человека.

М. В. Крулехт и В. И. Логинова считают, что упор нужно делать на формирование представлении о содержании труда, о продуктах деятельности профессии, воспитывать уважение к труду. [5]

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы воспитания и обучения: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В младшем дошкольном возрасте ребенок не может оценить содержание профессиональной деятельности, а только выделить его общественную значимость. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими.

 В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. [6]

В дошкольном возрасте игра один из важнейших методов трудового воспитания. Правила, обязательные при проведении сюжетно – ролевых игр, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, выполнять необходимые действие, в зависимости от выбранной роли, способствуют тем самым формированию характера. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности и профессиональных качеств.

       О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет  представление о себе и об окружающем мире.

 Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Так же расширить словарный запас. Беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Из этого следует основной целью «ранней профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Литература

  1. Белкова, И.В. Статья «Организация работы по ранней профориентации дошкольников». - г. Екатеринбург, 2013.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, - 1988. - 272с.
  5. Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. – 144с.
  6.  Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст]/ Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....