Метод лэпбуков, отличия в использовании в младшем и старшем дошкольном возрасте в работе по профориентации
консультация на тему

Засухина Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Метод лэпбуков, отличия в использовании в младшем и старшем дошкольном возрасте в работе по профориентации».

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных способностей, интересов человека для оказания ему помощи в выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период.

Работа по ранней профориентации включает в себя

Знакомство с миром профессий: знание профессии и понимание ее функции. Ключевые атрибуты профессии.

Знакомство с процессами и взаимосвязью профессий через отраслевой подход.

Формирование любви к труду как самому главному человеческому процессу.

В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

-информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),

-полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

-обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или  теме. Работая над определённой  темой, необходимо затронуть все образовательные области ,     поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.                          

Например, по теме «Космос. космонавты» для детей младшего дошкольного возраста наполняемость папки может быть следующим: Изображение Ю. А. Гагарина, фотографии Белки и Стрелки, космонавты в скафандрах, картинки с изображением ракет, разной формы, размера и цвета, пальчиковая гимнастика по теме, звезды разной величины, раскраски. Детям можно предложить собрать картинку ракеты, разрезанную на две части, выложить звезды (ракеты) от самой большой до самой маленькой. Найти две одинаковые ракеты. Подобрать одинаковые по форме летающие тарелки. Выполнить с детьми пальчиковую, артикуляционную гимнастику.

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста по той же самой теме  может включать в себя следующие упражнения: согласование числительных с существительными («Сосчитай-ка» одна красная ракета, …, пять красных ракет, и т. п.), составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин   " Космонавт готовится к полету". Собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5–6 частей по диагонали), обведи, дорисуй. Расставь планеты по порядку, собери нашу солнечную систему. Отгадай загадки. «Необычный марсианин» (из разнообразных геометрических фигур, руководствуясь своей фантазией, нужно собрать марсиан). Выложи созвездие (детям предлагается рассмотреть зодиакальное созвездие, посчитать количество звезд и выложить самостоятельно, любое понравившееся, с помощью мозаики). Можно организовать с детьми сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Путешествие на марс», «Звездочеты».

Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно: во-первых, определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы, доступные для понимания — например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать общую тему, например «Космос», а можно выбрать какую-нибудь планету и собрать подробную информацию о ней, сравнить ее с Землей.

После того как вы определились с темой, нужно составить план, так как лэпбук — это учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную вами тему.

Следующий этап — это реализация всех ваших замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит только от вашей фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия.

Последним этапом работы будет представление своего продукта родителям и детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук  дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

«Реализация инновационной программы по теме: «Организация детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации».

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, согласно ФГОС ДО....

Консультация для начинающих воспитателей «Оформление и использование в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения»

Консультация для начинающих воспитателей «Оформление и использование в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения»...

Применение методов «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Собственная методическая разработка по использованию Лэпбука, как средства развития познавательных способностей детей....

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...