Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе.
материал (подготовительная группа) на тему

Москаленко Лариса Ивановна

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Первый год в школе - это своего рода испытательный срок для родителей, и родителям в этот момент порой не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

Дорогие родители! Верьте в возможности своего ребенка, сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть, учитывайте его индивидуальные особенности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе.

Тема: «Дошкольник готовится стать школьником»

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности ребенка к школе.

Форма проведения: Круглый стол, беседа.

Длительность собрания: 1,5 часа.

Задачи собрания:

Разговор за «круглым столом» о формировании готовности ребёнка к обучению в школе.

Дать представление о понятии «Готовность к школе».

Представить примерную «Модель личности первоклассника».

Дать рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.

Состав родительского собрания: заведующая МДОУ детского сада, методист, родители детей группы, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя (актуальность проблемы).

Игровое упражнение «Парад мнений»

3. Круглый стол (вопросы - ответы)

4. Выступление педагога - психолога на тему: «Мотивация готовности к школе».

5. Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

6. Игровая физическая пауза, «Стали дети ровно в круг».

7. Консультация учителя - логопеда на тему: «Речевая готовность детей к школе».

8. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

Организация родительского собрания.

Были подготовлены приглашения участникам собрания.

Разработаны памятки для родителей.

Проведено анкетирование «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».

Предварительное проведена психологическая диагностика, направленная на изучение уровня готовности к обучению в школе.

Разработаны рекомендации.

Оформлено помещение (групповая) для проведения собрания.

Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.

Размещение информационно-наглядного материала в уголке для родителей «Скоро в школу».

Выставка фотографий из школьной жизни родителей детей.

Посещение с детьми линейки, посвященной «Дню Знаний».

Присутствие с детьми на празднике последнего звонка.

Ход родительского собрания.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь образ его жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Ребёнок отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

Игровое упражнение «Парад мнений».

Уважаемые родители, Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?

Примерные ответы:

Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы.

Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное.

Ребенок проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Как Вы думаете, какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно – волевые качества: настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратится для него в тяжёлое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, усваивают то, что даётся им без особого труда.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития.

Ребёнку необходим запас знаний, но следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.

Как Вы думаете, какими знаниями должен обладать ребёнок, идущий в школу?

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. Важно, чтобы ребёнок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Предлагаем Вашему вниманию памятки «Что должен знать будущий школьник».

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе - процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны быть сформированы психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста.

Выступление педагога - психолога тема: «Мотивация готовности к школе».

Мотивационная готовность к школе является одним из главных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность к школе - это наличие у детей желания учиться.

Мотивационная готовность к школе предполагает сформированность «внутренней позиции» школьника (то есть представление о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей).

Мотивационная готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

познавательные интересы (чтение книг, решение задач и т.д.);

понимание учения как обязательной, ответственной
деятельности;

минимальное стремление к игровым занятиям;

4. эмоционально - благополучное отношение к школе.
Формирование мотивационной готовности к школе происходит

постепенно и завершается почти у всех детей примерно к семи годам. Первым ее этапом является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе.

Этот интерес недолог, и быстро (через 2- 3 месяца) исчезает. И тогда должен возникнуть интерес к содержанию занятий, получению новых знаний. Но это уже будет зависеть от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. Сейчас речь идет лишь о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент «внутренняя позиция» школьника является главной составляющей психологической готовности к школе, основой того, что ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без этого, как бы он не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка будет ему в тягость, он будет стараться выйти из неприятной ситуации (отвлечение, уход в мечты, интерес к переменкам, где можно играть вволю, негативное отношение к товарищам и учителю).

Уважаемые родители, вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели? Готовы ли вы, отдать своих детей в школу? Предлагается провести небольшой тест.

Тест: «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

(родители анализируют и делают выводы.)

Краткий анализ и обобщение высказываний родителей.

Представление результатов психологической диагностики. Анализ анкет. Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).

Обмен мнениями между присутствующими о проблемах готовности детей к школе, обсуждение примерной «Модели личности первоклассника».

«Модель личности первоклассника»

- Ребёнок, гармонично взаимодействующий с окружающей средой

Здоровье

- Соответствие морфофункциональных особенностей ребёнка нормативам физического развития.

- Развитые двигательные и моторные навыки.

- Физическая работоспособность.

- Прочные культурно - гигиенические навыки

Культура личности

- Умение строить взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

- Умение произвольно управлять своим поведением,подчиняться установленным правилам.

- Дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах.

- Доброжелательность в отношениях с людьми,желание помочь сверстникам.

- Организованность, аккуратность, опрятность.

- Познавательная деятельность

- Умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале,и действовать в соответствии с указаниями педагога.

- Проявление активности и интереса к учебной деятельности,к окружающему миру.

- Стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками.

- Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности.

- Склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений.

Знания

- Соответствие общей осведомлённости возрастной категории детей.

- Сформированность образного мышления, основ словесно – логического мышления.

- Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений(план, макет, простейший чертёж).

- Развитая тонкая моторика и сенсомоторная координация.

- Правильное звукопроизношение, фонематический слух, речь(достаточный словарный запас, разнообразие грамматических форм)

- Готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.

Воспитатель:

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Проведение с родителями игровой физической паузы «Стали дети ровно в круг»

(Движения по тексту)

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

И над головой - хлопок.

А теперь все дружно

Прыгнем через лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо - влево.

А теперь руками крутим -

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо - влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке.

(все садятся на места)

Уважаемые родители представьте, что вы дети 6- 7 лет. И сейчас мы проверим себя, умеем ли мы управлять своими действиями и контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами, тест «Лабиринт». Умеем ли действовать строго по инструкции, тест «Графический диктант». Проверка на внимательность, тест «Чего не хватает?».

(эти тесты можно делать с детьми дома)

Воспитатель:

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

- строить сложные предложения разных видов;

- составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

- членить слова на слоги (части);

- различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

- самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

- драматизировать небольшие произведения;

- уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

- иметь представления о сезонных явлениях природы;

- знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

(даны консультации, памятки)

Скажите пожалуйста «Я», те… Кто очень любит своего ребёнка. МОЛОДЦЫ! 
Конечно, мы все любим своих детей. Для каждой матери своё чадо – самое лучшее, золотое, прекрасное и т. д… Позвольте вам сейчас, предложить провести конкурс «Мой ребёнок самый лучший… ». Каждый из вас должен похвалиться каким - либо качеством или умением своего ребенка. Одним словом вам необходимо продолжить фразу «Мой ребёнок самый лучший… ». Например: «Моя дочь Анна - самый лучший ребёнок, потому что она моя не заменимая помощница». 

Напутственное слово.

Несколько коротких правил для родителей будущих первоклассников:

Уважаемые родители -

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- приучайте ребенка к самостоятельности

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Вселяйте в ребенке уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена».

- Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь, хвалите своего ребенка за достижения, особенно, которые дались ему трудом и упорством.

- спрашивайте своего ребенка, если он вам ничего не рассказывает, делайте это тактично и тепло.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда Вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте право ребенка на ошибки.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка.

- приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке

- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или нет, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания.

Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.

Раздача памяток, консультаций для родителей.

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержание умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.

Я вам желаю только самого лучшего. До новых встреч!

Список используемой литературы

1.Багдасарова С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006.

2. Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова; Под редакцией А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992. - 16 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Издательство «Питер», 2007.

4. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 96 с.

5. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2004.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Терлеева А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы / А.М. Терлеева. - М.: ВАКО, 2005.

8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа / С.В. Чиркова. - М.: Вако,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: «Разговор за чашкой чая»

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: « Разговор за чашкой чая  »Автор: Пакскина Галина Владимировна воспитатель МКДОУ №26 г. ЧеховДанный конспект является ав...

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу»

Конспект родительского собрания  содержит приложения:"Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу" "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"...

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе "Волшебный мир книги"

Собрание состоит из двух частей. В первой даются рекомендации по воспитанию у детей интереса к чтению, во второй представлен конспект совместной детско-родительской литературной викторины....

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...