Дополнительная образовательная программа психологического кружка: "Тропинка к своему Я"
учебно-методический материал на тему

Сильвестрова Татьяна Юрьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tropinka_k_svoemu_ya.docx78.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                «Детский сад комбинированного вида «Звёздочка»

Утверждена на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида «Звёздочка»                                                                                                          

протокол №___

от  «___»_____________2017 г.  

Заведующая___________Н.В.Ледяйкина  

                                                                                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

  

для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет)

                                (  срок реализации программы 1 год )

                     

                                                          Руководитель:  Сильвестрова Т.Ю.

                                                                               

п.Чамзинка

2017-2018 уч.гг.

Содержание

  1. Целевой раздел Программы
  1. Пояснительная записка…………………………………………………….
  1. Актуальность Программы………………………………………….
  2. Цели и задачи Программы…………………………………………
  3. Принципы и подходы к формированию Программы…………….
  1. Планируемые результаты………………………………………………….

1.2.1.  Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы…

  1. Содержательный раздел Программы

 2.1. Описание образовательной деятельности………………………………….

2.2. Формы работы………………………………………………………………

2.3. Методы работы……………………………………………………………..

2.4. Основные приемы………………………………………………………….

  1. Организационный раздел Программы
  1. Возрастные особенности детей 4-5лет…………………………………….

3.1.1. Задачи курса психологических занятий для детей 4-5 лет…………

3.1.2. Планирование образовательной деятельности 4-5 лет…………….

3.1.3. Тематическое планирование психологических занятий для детей 4-5 лет…………………………………………………………………………..

      3.2. Материально-техническое обеспечение Программы……………………

             3.2.1. Оборудование………………………………………………………

             3.2.2. Демонстрационные пособия………………………………………

             3.2.3. Основные средства обучения……………………………………..

3.3. Охрана здоровья воспитанников……………………………………….

3.4. Перечень литературных источников…………………………………..

1. Целевой раздел Программы

        1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Актуальность Программы

     Очевидно, что развитие ребёнка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов.   Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребёнком в этот период, из «натуральных», по Л, С, Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

      Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

     Рабочая программа разработана на основе программы  Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик», дополнена занятиями в течение учебного года на развитие свойств внимания А.А.Осипова, Л.И. Малашинской, а так же авторской программы С.В.Крюковой, Н.И.Донсковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» на развитие психических процессов.

        

      Адресат программы: рабочая программа «Цветик-Семицветик» способствует развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по эмоционально-волевому направлению.

        Программа составлена в соответствии:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство: под редакцией  / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.;
  • Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звёздочка»;
  • Программой психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик»/ под редакцией Н.Ю.Куражевой;
  • Программой групповой психологической работы с дошкольниками «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (С.В.Крюкова, Н.И.Донскова);

А так же разработками отечественных ученых в области дошкольной педагогики и психологии.

        

1.1.2. Цели и задачи Программы

 Цель:

Создание условий для естественного полноценного психологического развития ребенка, развития психических качеств и функций, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи Программы:

1.      Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.

2.      Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3.      Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4.      Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5.      Развитие интеллектуальной сферы- развитие мыслительных умений, наглядно- действенного, наглядно- образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6.      Формирование позитивной мотивации к обучению.

7.      Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

        

         1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии с ФГОС рабочая программа построена на следующих принципах:

        1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использования разнообразия для обогащения образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, ценностей, мнений и способов их выражения.

        2. Сохранение уникальности и самоценности детства. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

        3. Позитивная социализация. Освоение ребенком культурных норм, образов поведения, общение с другими людьми, приобщение к традициям происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и детьми.

        4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых. Ценностная ориентация на достоинство каждого ребенка.

        5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Активное участие всех субъектов образовательных отношений (детей и взрослых).

        6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Уважение семейных ценностей и традиций в реализации Программы.

        7. Сетевое взаимодействие с организациями. Использование вариативных форм дополнительного образования для обогащения детского развития.

        8. Индивидуализация образования. Учет индивидуальных и возрастно-психологических особенностей каждого ребенка.

        9. Возрастная адекватность образования. Подбор содержания, методов в соответствии с возрастными особенностями детей. Использование всех видов деятельности.

        10. Развивающее вариативное образование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

        11. Полнота содержания и интеграция образовательных областей. Всестороннее развитие детей посредством различных видов детской активности.

          12. Принцип личностно- ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

       Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С.Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно–деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

        Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

        

           

              1.2. Планируемые результаты

        1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

     Формируется способность понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения.

  • расширяется собственный кругозор.
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • формируется положительная и высокая   мотивация к обучению в школе.
  • ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

        Срок реализации Программы: 1года

        

            2. Содержательный раздел Программы

         

              2.1. Описание образовательной деятельности

Форма работы - групповые занятия

Количество человек в группе- 12

Продолжительность занятий -20 минут 1 раз в неделю

   

 Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Принципы проведения занятий

  • Системность подачи материала
  • Наглядность обучения
  • Цикличность построения занятия
  • Доступность
  • Проблемность
  • Развивающийи воспитательный характер учебного материала

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап:

-Создание эмоционального настроя в группе

-Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей

2. Мотивационный этап:

-Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий

-Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме

3. Практический этап:

-Подача новой информации на основе имеющихся данных

-Задания на развитие познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей

-Отработка полученных навыков на практике

4. Рефлексивный этап:

-Обобщение полученных знаний

-Подведение итогов занятия

Индивидуальная работа

     Этот вид работы включает входную (в начале учебного года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы по запросу родителей (законных представителей) или воспитателя.

      Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

      Работа с родителями детей – участников программы

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, консультаций и круглых столов.

         

        В программе прослеживаются интеграция образовательных областей. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей к моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета,  формируется “культура творческой личности”.

        2.2. Формы работы:

  • беседы
  • организованная образовательная деятельность;
  • самостоятельная образовательная деятельность детей;
  • индивидуальная помощь;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями;
  • игра;
  • оформление выставок.

        2.3. Методы работы:

  • показ;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • практический;
  • проблемно-поисковый.

                2.4. Основные приемы:

  • Создание игровой ситуации, интересных моментов.
  • Проговаривание этапов работы.
  • Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
  • Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
  • Сопровождение музыкальными произведениями.
  • Оформление выставок.
  • Самостоятельная деятельность детей.

        3. Организационный раздел Программы

        3.1. Возрастные особенности детей 4-5 лет

      Возраст 4—5 лет называют средним дошкольным, ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни.   Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.

     Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

     Игра остаётся ведущим видом деятельности, а именно сюжетно-ролевая. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни, игра усложняется, появляется сюжет, происходит распределение ролей. Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок проигрывает жизненные ситуации, усваивает нормы и правила взрослого мира.

3.1.1.Задачи психологического курса для детей 4-5 лет:

1  Повышение познавательной активности. В занятие включены темы, посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.

2.   Совершенствование сенсорной функции.

  • К этому возрасту ребёнок:
  • Правильно дифференцирует цвета и оттенки
  • Знает названия шести основных цветов
  • Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал.
  • Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
  • Умеет соотносить предметы по ширине, длине, высоте
  • Узнает бытовые предметы на ощупь
  • Улучшается слуховое внимание и восприятие.
  • Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками, ручками.

3. Активное развитие всех сфер психики ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно- образного мышления (картинки - нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).

  • Появление сюжетно- ролевой игры. Занятия дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся:.
  • создавать условия для проявления познавательной активности
  • принимать сюжет и правила игры.
  • способствовать самопознанию ребёнка.
  • совершенствовать коммуникативные навыки.
  • способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости
  • продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
  • создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  • формировать умение подчинять своё поведение нравственным нормам.

3.1.2.Планирование образовательной деятельности для детей 4-5 лет

Месяц

Тема занятия

Октябрь

1. Знакомство.

2.Давайте дружить.

3.Волшебные слова.

4.Правила поведения на занятиях.

Ноябрь

5.Радость, грусть.

6.Гнев.

7.Удивление.

8.Испуг (ознакомление).

Декабрь

9.Спокойствие.

10.Словарик эмоций.

11.Восприятие сенсорных эталонов предметов.

12.Восприятие свойств предметов.

Январь

13.Диагностика

14.Диагностика

Февраль

15.Мои помощники глазки.

16.Мои помощники ушки.

17.Мой помощник носик.

18.Из чего же сделаны наши мальчишки?

Март

19.Из чего же сделаны наши девченки?

20. Мой помощник ротик.

21. Мои помощники ручки.

22. Мои помощники ножки.

Апрель

23.День смеха.

24. Здравствуй, Весна!

25. Страна Вообразилия.

26. Прогулка по городу.Обобщения.

Май

27.В гостях у сказки.

28.Итоговая диагностика

29.Итоговая диагностика

Всего:

29

3.1.3.Тематическое планирование психологических занятий для детей 4-5 лет.

Тематическое планирование курса «Тропинки к своему Я» для детей 4-5 лет

Тема занятия

Цель занятия

Содержание

Материалы

октябрь

Занятие 1. Знакомство

1. Познакомить детей друг с другом.

2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Этап I. Приветствие.

Этап II. 1. Подвижная игра «Паровозик дружбы»

2. Появление персонажа Ушастика

Этап III. 1.Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

2. Игра «Собери цветочек»

3. Игра «Давай знакомиться»

4. Игра «Кто к нам пришел»

5. Коллективная работа «Цветочная полянка»

6. Игра «Раздувайся, пузырь!»

Этап  IV. 1. Динамическая пауза

2. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Зайчик (кукла Бибабо), муз.сопровождение, мяч, бумажные лепестки цветов, клей-карандаш для каждого участника, зеленый маркер, заготовка поляны с образцом цветка*

Занятие 2. Давайте дружить

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Сплотить группу.

3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Этап I. Приветствие.

Этап II. 1. Подвижная игра «Паровозик дружбы».

2. Появление персонажа Ушастика

Этап III. 1.Игра «Незнайка»

2. Динамическая пауза «Покажи отгадку"

3. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

4. Задание «Прятки»

5. Задание «Лабиринт»

6. Игра «Замри»

7. Игра «Раздувайся, пузырь»

Этап  IV.  Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Заяц, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, колокольчик.

Занятие 3. Волшебные слова

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать навыки культурного общения..

3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

Этап I. Приветствие.

Этап II. 1. Послание.

2. Беседа «Зачем нужно быть вежливым?»

Этап III. 1.Игра «Театр»

2. Игра «Пожалуйста»

3. Пальчиковая гимнастика

4. Задание «Помоги белочке»

5. Задание «Найди лишнее»

6. Игра «Веждиво-невежливо»

7. Игра «Вежливый мячик»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Мяч; резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка; написанное на бумаге послание от зверят, рабочие тетради, простые карандаши.

Занятие 4. Правила поведения на занятиях.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения.

3. Развивать навыки культурного общения.

4. Развивать произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).

Этап I. Приветствие.

Этап II. Появление персонажа Буратино.

Этап III. 1.Игра «Размышляй-ка»

2. Игра «Давай поздороваемся»

3. Динамическая пауза «Танец в кругу»

4. Игра «Кто позвал?»

5. Подвижная игра «Пожалуйста»

6. Пальчиковая гимнастика

7. Задание «Что хорошо, что плохо»

8. задание «Дорисуй»

9. Игра «Мячик правил»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Буратино, карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо», рабочие тетради, цветные карандаши.

Ноябрь

Занятие 5. Радость и грусть.

1. Создание благоприятной атмосферы на занятии.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе.

3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

4. Обучить выражению радости и их распознаванию.

Этап I. Приветствие «Облако»

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Задание «Я радуюсь, когда…»

2. Задание «Притворщик»

3. Динамическая пауза «Веселые мартышки»

4. Игра «Как доставить радость?»

5. Задание «Радость и грусть»

6. Задание «Притворщик»

7. Задание «Радостное и грустное облачка»

8. Игра «Найди»

9. Пальчиковая гимнастика «Облака»

10. Музыкальное задание

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карандашики настроения*, игрушка слоненок, игрушка Притворщик*, пиктограммы с разными эмоциями, картинки с изображением веселых и грустных персонажей, пейзажи в разной цветовой гамме, радостное и грустное облака, муз.сопровождение.

Занятие 6. Гнев.

1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Знакомство с эмоцией «гнев».

3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Задание «Я сержусь, когда…»

2. Задание «Притворщик»

3. Психогимнастика «Король Боровик»

4. Задание «Раздели на группы»

5. Подвижная игра «Вулкан»

6. Задание «Больше не сержусь»

7. Задание «Сердитое облачко»

8. Пальчиковая гимнастика «Облака»

9. Задание «Злой волк»

10. Музыкальное  задание

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Сердитое облако, сердитый карандаш, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик*, пиктограммы с разными эмоциями, картинки с изображением веселых, грустных и сердитых персонажей, пособие «Угадай эмоцию»*, муз.сопровождение, «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева»

Занятие 7. Удивление.

1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

Этап I. Приветствие «Облако»

Этап II. Мотивация

Этап III. 1. Задание  «Я удивляюсь, когда…»

2. Задание «притворщик»

3. Подвижная игра «Удивительная газета»

4. Задание «Удивленное облачко»

5. Пальчиковая гимнастика «Облака»

6. Задание «Удивительные картинки»

7. Музыкальное задание

Этап  IV

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «облака»

Удивленное облако, удивительный карандашик*, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик*, пиктограммы с разными эмоциями, газета, муз. сопровождение..

Занятие 8. Испуг.

1. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.

2. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

3. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…»

2. Задание «Притворщик»

3. Подвижная игра «Совушка - сова»

4. Задание «Испуганное облачко»

5. Пальчиковая гимнастика «Облака»

6. Задание «Испуганное дерево»

7. Музыкальное задание «Испуганный зайчик»

8. Конкурс «Боюсек»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания   «Облака»  

Испуганное облако, «испуганный» карандаш*, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик*, пиктограммы с разными эмоциями, муз.сопровождение.

Декабрь

Занятие 9. Спокойствие.

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Беседа

2. Задание «Я спокоен, когда…»

3. Задание «Притворщик»

4. Спокойная игра

5. Задание «Логический квадрат»

6. Задание «Спокойное облачко»

7. Пальчиковая гимнастика «Облака»

8. Задание «Поле эмоций»

9. Музыкальное задание «Спокойный ежик»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания   «Облака»  

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш*, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик*, пиктограммы с разными эмоциями, муз.сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3

Занятие 10. Словарик Эмоций

1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека

2. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Мотивация. Облака.

Этап III. 1.Задание «Найди друга»

2. Задание «Собери облачко»

3. Задание «Сказочные герои»

4. Пальчиковая гимнастика «Облака»

5. Задание «Оживи облачка»

6. Задание «Мое настроение»

7. Подвижная игра «Замри»

8. Музыкальное задание

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»    

Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, муз.сопровождение, облака с разными эмоциями, пары облаков с одинаковыми эмоциями, разрезные картинки «Цветные облака» (по числу детей), сказочные герои с разными настроениями.

Занятие 11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

1. Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

2. Развитие мыслительных процессов.

Этап I. Приветствие «Незнайка»

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Задание «Будь внимателен»

2. Задание «Знаки»

3. Задание «Загадки – схемы»

4. Динамическая пауза

5. Задание «Найди лишнее»

6. Задание «Поле чудес»

7. Игра «Карлики – великаны»

8. Задание «Дорисуй-ка»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов; группы предметов, похожих по цвету, форме, размеру; загадки (картини и обозначения); пособие «Поле чудес»*, карточки «Найди пару», рабочие тетради, простые и цветные карандаши, кукла Незнайка.

Занятие 12. Восприятие свойств  предметов

1. Развитие восприятия свойств предметов.

2. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ).

3. Развитие внимания (зрительное, слуховое).

4. Развитие воображения и логического мышления.

Этап I. Приветствие.

Этап II. 1. Появление персонажа Филин.

2. Работа со схемой.

Этап III. 1. Задание «Опиши игрушку»

2. Игра «Назови»

3. Динамическая пауза

4. Задание «Легкий – тяжелый»

5. Задание «Раскрась лишний предмет»

6. Игра «Скажи наоборот»

7. Задание «Найди лишний»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка «Филин», схема «Свойства предметов»*; рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки,  карточки «Найди лишний» (на тактильное восприятие), коврики -  фигуры*, муз.сопровождение.

Январь

Занятие 13. Диагностика-1

1. Диагностика зрительной памяти.

2. Диагностика мышления (мыслительная операция анализ, исключение, обобщение).

3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Появление персонажа Мышка - Норушка

Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка»

2. Задание  «Новогодний узор»

3. Задание «Назови одним словом»

4. игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

5. Задание «Гирлянды»

6. Задание «Найди лишнее»

7. Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка мышка, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, пособия для диагностики мыслительных операций, обобщение, исключение.

Занятие 14. Диагностика-2

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика внимания (распределение).

3. Диагностика воображения.

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Этап I. Приветствие.

Этап II.  Появление персонажа Мышка - Норушка

Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка»

2. Задание «Рукавички»

3. Задание «Путаница»

4. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

5. Задание «Оживи кружочек»

6. Подвижная игра «На елку»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка мышка; игрушечная елка, украшенная шариками; рабочие тетради; цветные и простые карандаши.

Февраль

Занятие15. Мои помощники глазки.

1.Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка зрительных ощущений.

4. Развитие зрительного внимания.

5. Развитие зрительной памяти.

6. Активизация творческой активности.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Появление персонажа гномика Глазастика

2. Гимнастика для глаз

3. Упражнение «Запомни своих друзей»

4. Игра «Прятки»

5. Упражнение «Прогулка»

6. Задание «Путаница»

7. Задание «Коврики»

8. Игра «Запрещенное движение»

9. Задание «Найди тень»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Нарисованная фигурка человечка с большими глазами; корзинка, в которой лежат игрушки и разные предметы; рабочие тетради; цветные карандаши; мячик; картинки с контурным изображением ножниц, утюга, елки, гриба, зайца, рыбы.

Занятие 16. Мой помощник носик.

1.Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка обоняния.
4. Активизация творческой активности.

Этап I. Приветствие.

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Появление персонажа гномика Нюх-Нюха

2. Гимнастика для носика

3. Упражнение «Запахи»

4. Игра «Приятный – неприятный»

5. Упражнение «Замок»

6. Задание «Внимательный носик»

7. Задание «Лабиринт»

8. Упражнение на расслабление

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания  

Фигурка человечка с большим носом; коробочки с запахами*; цветные карандаши; рабочие тетради; пособие «Ароматический набор»*

Занятие 17. Мой помощник ротик

1.Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка вкусовых ощущений.

4. Активизация творческой активности.

Этап I. Приветствие

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Появление персонажа гномика Вкусика

2. Гимнастика для языка

3. Упражнение «Вкусы»

4. Игра «Угощение»

5. Упражнение «Пальчики»

6. Задание «Лабиринт»

7. Задание «Угощение»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Фигурка человечка с длинным языком; тарелка с кусочками разных продуктов*; зубочистки; карточки с изображением тех же самых продуктов, что и на тарелке; карточки с надписями ; рабочие тетради; цветные карандаши.

Занятие 18 Из чего же сделаны наши мальчики?.

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков.

3. Работа по развитию самоконтроля.

Этап I. Приветствие

Этап II. Вводная беседа

Этап III. 1.Задание «Спортсмены»

2. Физкультминутка

3. Задание «Транспорт»

4. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

5. Задание «Найди лишнее»

6. Игра «Изобрази»

7. Задание «Настоящий мастер»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карточки для игры «Изобрази» (самолет, поезд, машина, корабль), мяч, карточки для задания «Спортсмены» (спортивные снаряды, спортивные атрибуты, изображения спортсменов)

Занятие 19. Из чего же сделаны наши девочки?

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек.

3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете.

Этап I. Приветствие

Этап II. Появление персонажа игрушки Цветка.

Этап III. 1.Игра «Клумба»

2. Релаксация «Цветок дружбы»

3. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

4. Задание «Куклы»

5. Задание «Бусы»

6. Динамическая пауза «Уборка»

7. Загадки.

8. Задание «Помоги бабушке»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Рабочие тетради, цветные и простые карандаши, игрушка цветок, игра «клумба»*, муз.сопровождение, карточки с отгадками.

Занятие 20 Мои помощники ушки.

1. Совершенствование восприятия

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка слуховых ощущений.

4. Развитие слухового внимания.

5. Развитие слуховой памяти.

6. Активизация творческой активности.

Этап I. Приветствие

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Игра «Лесные звуки»

2. Появление персонажа гномика Глазка

3. Игра «Тишина и шум». История про Волчонка

4. Появление гномика Ушастика

5. Игра «Чей голосок?»

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

7. Задание «Деревенька»

8. Задание «Внимательные ушки»

9. Игра «Музыкальная корзина»

10. Игра «Громкие и тихие звуки»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Аудиозапись «Голоса птиц и зверей»*; цветные карандаши: синий, желтый, коричневый (на каждого ребенка); рабочие тетради; нарисованная фигурка человечка с большими ушами; корзина с музыкальными инструментами.

Занятие21

Мои помощники ручки

1.Совершенствование восприятия

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания.

3. Тренировка тактильных ощущений.

4. Формирование позитивной мотивации общения.

Этап I. Приветствие

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Появление персонажа гномика Ладошка

2. Игра «Волшебные дощечки»

3. Игра «Ищем клад»

4. Игра «Волшебный мешочек»

5. Упражнение «Дружные пальчики»

6. Задание «Найди пару рукавичке»

7. Задание «Внимательные ручки»

8. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Фигурка человечка  с большими руками; дощечки 15*10 см, на них наклеены: искусственный мех, фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага; схема кабинета; мешочек; рабочие тетради; цветные карандаши.

Занятие 22

Мои помощники ножки

1.Совершенствование восприятия.

2. Развитие двигательной активности.

3. Формирование позитивной мотивации общения.

Этап I. Приветствие

Этап II. Путешествие в лес

Этап III. 1.Появление персонажа гномика Топ - Топ

2. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

4. Задание «Найди  пару сапожку»

5. Задание «Наведем порядок»

6. Игра «Веселый хоровод»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Фигурка человечка с большими ногами; рабочие тетради; цветные карандаши.

Занятие 23  

День смеха

Апрель

1. Развивать воображение.

2. Развивать творческое мышление.

Этап I. Приветствие

Этап II. 1. Вводная беседа

2. Игра «Трамвайчик»

Этап III. 1. Упражнение «Билеты»

2. Игра «Аплодисменты»

3. Задание «Клоуны»

4. Задание «Дрессированные жирафы»

5. Динамическая пауза

6. Игра «Жонглеры»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Клоун, магнитофон, песня «Цирк»; карточки с изображением геометрических фигур разных по цвету, форме и величине; кольца красного, зеленого и желтого цветов; рабочие тетради, карандаши

Занятие 24. Здравствуй, Весна!

1. Развивать воображение.

2. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы.

3. Развить умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов.

Этап I. Приветствие

Этап II. 1. Вводная беседа

2. Игра «Уходи, Зима!»

Этап III. 1.Упражнение «Капель»

2. Игра «Ручеек»

3. Игра «Подснежники»

4. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

5. Задание «Кораблик»

6. Задание «Раскрась мальчика»

7. Игра «Весенняя береза»

8. Игра «Прятки с птицами»

Этап  IV.  Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Сюжетные картинки «Зима», «Весна»; карточки с изображением перелетных птиц; рабочие тетради; карандаши.

Занятие 25. Страна Вообразилия

1. Развивать воображение.

2. Продолжать формировать вербальное общение, умение слушать.

3. Развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление.

4. Развивать мелкую и общую моторику.

5. Развитие самосознания.

Этап I. Приветствие

Этап II. Появление персонажа Гномик

2. Ритуал входа в сказку

3. Двигательное упражнение

4. Задание «Загадочные животные»

5. Сказка «Путаница»

6. Анализ сказки

7. Пальчиковая гимнастика «Помощники капитана»

8. Задание «Лабиринт»

9. Задание «Волны»

10. Подвижная игра «Море волнуется»

11. Двигательное упражнение

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка гномик, сказка «Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

Занятие 26. Прогулка по городу.

1. Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение.

2. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.

Этап I. Приветствие

Этап II. Появление персонажа инопланетянин

Этап III. 1.Игра «Кушать подано»

2. Игра «Зоопарк»

3. Пальчиковая гимнастика «Приглашение в театр»

4. Задание «Зрители»

5. Задание «В магазине»

6. Игра «Едем домой»

7. Задание «Помогай-ка собирай-ка»

Этап  IV.

1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания  

2. Игра «Пожелания»    

«Инопланетянин», разрезная картинка «Летающая тарелка»*, карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом»; рабочие тетради.

Занятие 27. В гостях у сказки

МАЙ

1. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

2. Закрепить знание содержания сказок.

3. Развивать творческое мышление..

Этап I. Приветствие

Этап II. 1. Вводная беседа

2. Игра «Волшебный сундучок»

Этап III. 1.Задание «Лабиринт»

2. Игра «Дружные предметы»

3. Игра «Пробуждение»

4. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

5. Задание «Лабиринт»

6. Задание «Кто лишний?»

7. Динамическая пауза «Жук»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Игрушки сказочных персонажей: Буратино, Красная шапочка, Царевна-лягушка; сундучок; лабиринт; карточки из игры «Логический поезд»*, разрезная картинка «Царевна – лягушка», рабочие тетради..

Занятие 28. Диагностика-1

1. Диагностика и развитие коммуникативных навыков детей.

2. Диагностика мышления (исключение, мыслительные операции, анализ, обобщение).

3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).

4. Диагностика зрительной памяти.

Этап I. Приветствие  «Как живешь?»

Этап II. Появление персонажа Мишутки

Этап III. 1.Задание «Запоминай - ка»

2. Задание «Узор»

3. Подвижная игра «Мы играем»

4. Задание «Оживи фигурки»

5. Задание «Назови одним словом» (настольно – печатный вариант)

6. Задание «Цветок»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Медвежонок, рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карточки -  пособия для диагностики мыслительных операция обобщение, исключение; самостоятельно подготовить картинки с изображением групп предметов: одежда, обувь, посуда, мебель, фрукты, овощи, животные.

Занятие 29. Диагностика-2

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика мышления ( исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей).

3. Диагностика внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение).

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Этап I. Приветствие  

Этап II. Появление персонажа Мишутка

Этап III. 1.Задание «Запоминай-ка»

2. Задание «Бусы»

3. Задание «Прятки»

4. Подвижная игра «Не зевай»

5. Задание «Наведи порядок»

6. Задание «Заплатка для коврика»

7. Подвижная игра «Мы играем»

Этап  IV.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания      

Игрушка Медвежонок; рабочие тетради; цветные и простые карандаши, магнитофон, бубен.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.1. Оборудование

Оснащение занятий

  • Настольно-печатные игры
  • Предметные игрушки
  • Доска
  • Цветные карандаши
  • Пластилин
  • Белая и цветная бумага
  • Строительный материал
  • Рабочие тетради
  • Музыкальное сопровождение        

3.2.2. Демонстрационные пособия

  • Игрушки животных  по каждой теме
  • Трафареты, шаблоны
  • Таблицы-памятки, схемы
  • Технологические карты

3.2.3. Основные средства обучения

  • Ноутбук
  • Сиди-аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная  музыка», «Сборник детских песен»
  • Магнитная доска, маркеры, магниты

3.3. Охрана здоровья воспитанников

      Любая деятельность детей, и особенно труд связанной с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем взрослого.

      Взрослый обязан перед началом любого вида трудовой деятельности детей провести с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).

     Обучая детей навыкам и приемам работы, владению инструментом при изготовлении поделок из бумаги, взрослый  должен обеспечить четкий и грамотный их показ, объяснение по тем или иным действиям детей при выполнении работ.

     Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования.

     Освещение рабочих мест занятий – важнейший фактор создания комфортных условий        в детском саду. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли. Из-за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление, что часто приводит к нарушениям в координации действий, к замедлению деятельности, и может стать причиной несчастного случая.

      Длительная работа в условиях сильной освещенности (выше установленных норм) может привести к болезненному состоянии. – светоболезни, повышенной чувствительности глаз к свету с характерным слезотечением, воспалением слизистой оболочки или роговицы глаза.

      Естественное освещение наиболее благотворно действует на зрение, по этому основные помещения детского сада должны иметь непосредственное естественное освещение.

Требования безопасности при организации детского труда: 

  • помещение, в которых организуется трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо проветренными.
  •  все шкафы и полки должны быть надежно закреплены.
  • оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности детей, необходимо размещать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка.
  •  освещенность рабочего места, занимаемого каждым ребенком, особенно при организации ручного труда, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

3.4.Перечень литературных источников:

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.

3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.

4.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

5.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.

6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.

7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

8.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.

9.Куражева Н.Ю. «Цветик – Семицветик»

10.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986.

11.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2001.

12.Пазухина И.А. «Давайте познакомимся!»

13.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .- М.: Детство-Пресс, 2000.

14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1999.

15.Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.- Миниск: Гамма, 1995.

16.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.

17.Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.

18.Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

АктуальностьОбщительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйт...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...

Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)

Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной  памяти, мышления, ...

Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику»

        Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику» направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...