ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.
статья по теме

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.

Холодова Н.А.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания

 детей в повседневной жизни.

Ключевые слова: дошкольный возраст; экология; экологическая тропа; игра. 


IMPORTANCE OF ECOLOGICAL EDUCATION IN PRESCHOOL DEVELOPMENT.

Kholodova N.A.  (Russia). 

Annotatsiya: V stat'ye rassmatrivayutsya voprosy ekologicheskogo vospitaniya

 detey v povsednevnoy zhizni.

Klyuchevyye slova: doshkol'nyy vozrast; ekologiya; ekologicheskaya tropa; igra.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.
                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Одним из главных задач человечества - принять меры по сохранению благоприятной экологической обстановке на земном шаре. В связи загрязнением окружающей среды и сокращением животных существ особо остро стал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня дошкольного образования.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Я считаю, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки.. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое. Окружающее нас?

Началом формирования экологического воспитания или мышление личности можно по праву считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти людей.

В связи с тем, что летом мир природы живет наиболее активной полноценной жизнью. Этот период можно считать наиболее эффективным для экологического воспитания дошкольников. Ежедневно планируются наблюдения в природе. Дети регулярно занимаются поисками примет лета, отмечают характерные явления природы, учатся видеть ее красоту в разное время дня и в разную погоду. Дети наблюдают труд людей в саду, огороде, поле, слушают об этом рассказы педагога. Сами принимают посильное участие в труде взрослых. Ежедневно планируются дидактические игры:

  • На определение луговых и садовых цветов, деревьев, овощей, на описание их.
  • На группировку: цветы, овощи, фрукты, деревья и т.д.
  • На развитие наблюдательности, внимания. На воспитание умения сравнивать      и сопоставлять и т.д.

               Наблюдение это основа чувственного познания природы. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Руководство наблюдениями дает возможность научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязь в природе. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему увидеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, особенно полученные от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны в высшем своем проявлении наблюдения это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.

              Каким же образом в педагогической практике детский сад через наблюдения может осуществить экологический подход детей? Представляется, что наиболее важными являются три момента наличия природных объектов, определения содержания наблюдения, изыскания соответствующей организации наблюдений и оптимальных форм включения в них детей.

              Содержание наблюдения за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов – рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; наблюдение за их проявлениями (способами функционирования), знакомство с компонентами внешней среды, выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.

                          Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения.

                    В экологическом воспитании используются игра. Игра — это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

                  Многие дошкольные учреждения широко используют в экологическом воспитании – экологические тропы. Экологическая тропа - это особая, организованная взрослыми форма приобщения детей к знаниям о природе, настраивающая на активное восприятие разнообразных экологических объектов, наглядно демонстрирующих взаимосвязь между всеми  природными компонентами, выбранными на определенной территории. Экологическая тропа помогает решить многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи:

  • освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенного;
  • формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • умение видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
  • воспитание эстетических чувств;
  • укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками;
  • развитие воображение, мышление, внимание, речи;

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

                   Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомлением детей с природой. Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Список использованной литературы:

Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;

Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе» Новая школа, Москва, год1993

Николаева С.Н. «Юный эколог» Издательство «Мозаика –

Синтез»

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

Издательство Просвещение год 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

В статье рассматривается актуальность проблемы, работа по воспитанию экологической культуры в разных возрастах,  а так же сотрудничество с родителями  в этом вопросе...

Консультация «Значение экологического воспитания в жизни дошкольников»

Дети  всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый  источник  духовного обогащения. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочк...

Родительское собрание в I группе раннего возраста по теме:«Этот удивительный ранний возраст или значение театрализованного воспитания в развитии дошкольников».

Ранний возраст это уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность? Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Ребенок стремится стать успеш...