Конспект НОД "Удивительное электричество"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ван-Гуй Людмила Александровна

 

КОНСПЕКТ НОД «Удивительное электричество»

Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами, дать представление детям об электричестве, электроэнергии, знакомить с причиной появления статического электричества.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; 

- познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;

- познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

- развивать умение работать с моделями;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.

 Оборудование: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага в форме бабочек, кусочки шерстяной ткани, подносы, соль, овсянка, ложка, мультимедийное оборудование.

Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.

Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, игра.

 Ход: все сидят на ковре.                                            

  -Ребята, я предлагаю вам начать наше необычное занятие. А необычное оно потому, что мы сегодня будем получать знания с помощью экспериментов. Итак, начнём. И отправимся мы сейчас в страну Электронию. Скажите мне, пожалуйста, откуда поступает электричество к нам в дома? Как оно поступает?

-Ответы детей.

-Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.

Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады и во все здания.

-Вы внимательно слушали мой рассказ? Так откуда приходит электричество? Какие бывают электростанции? Если электростанция работает от воды, то она (водная), от тепла (тепловая), от солнца (солнечная), от силы ветра (ветряная).

-Ответы детей.

- Кто запомнил из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?

-Ответы детей.

 

Физкультминутка:

Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Становитесь в линию, первый из вас - это розетка, последний – лампочка, остальные провод. Всем поочередно необходимо вставать и садиться, изображая волнообразное движение, символизирующее движение тока по проводам, когда «ток» дойдет до последнего ребенка – лампочки он поднимает руку. А сопровождать свое движение мы будем такими словами:

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру к нам,

Чтоб работали приборы

Холодильник, мониторы

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс…

- Отдохнули? А теперь давайте продолжим нашу беседу об электричестве. В моём стихотворении вы услышали названия каких предметов?

-Ответы детей.  

-А как одним словом назвать эти предметы?

-Ответы детей. (Электроприборы, бытовая техника)

-А почему их называют электроприборами?

-Ответы детей. (Потому что они работают от электричества.)

-А какие электроприборы вы знаете?

-Ответы детей.

-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Топай – хлопай». Если вы услышите название электроприбора – хлопайте, если что-то другое - топайте.

Игра.

Воспитатель перечисляет предметы (чайник, плита, веник, кукла, мультиварка, пылесос, цветок, миксер, фен, тетрадь, сапог, телевизор, ваза, холодильник, магнитофон, компьютер, настольная лампа, стул, самокат, утюг, матрёшка, вентилятор, кепка, посудомоечная машина.

-Молодцы, хорошо знаете электроприборы. А для чего они нужны?

-Ответы детей.

-Правильно, они облегчают жизнь человека. А сейчас я предлагаю вам сесть на стулья, мы посмотрим презентацию о правилах безопасности от Электрона. Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами и электричеством.

 

Просмотр презентации.

-Если соблюдать эти правила. То электричество всегда будет другом.

-Ребята, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

-Ответы детей.

-Правильно, во время грозы, когда сверкает молния. Молния – это электрический снаряд. Когда гремит гром и сверкает молния, где прячутся люди (в помещении - нужно закрыть окна, если на улице – найти безопасное место, нельзя находиться под деревом, под зонтом, возле металлических предметов, в воде).

-А ка вы думаете, есть ли электричество безопасное, с которым можно поиграть?

-Есть электричество безопасное, тихое. Оно находится повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Называется оно Статическое электричество. Давайте все вместе повторим это необычное слово. Вы все слышали, как потрескивает одежда, когда её снимаешь. Иногда даже видны искры. Это тоже электричество. Иногда расчёска липнет к волосам, и они поднимаются вверх. Это наши вещи, волосы, наше тело электризуются.

- Сейчас мы с вами превратимся в почемучек. Вставайте возле стульев и выполняйте вместе со мной движения.

 

Физкультминутка:

Почемучки, почемучки – любознательный народ (наклоны головы влево, вправо).

Почемучка почемучкам всё вопросы задаёт (шептать направо, налево).

Почему на небе солнце (показать рукой наверх).

Почему внизу трава (провести рукой внизу).

Почему дельфин не тонет (рукой волну).

И зачем быку рога (показать рога, пожать плечами).

-Проходите в нашу лабораторию «Почемучек».

Опыты со статическим электричеством:

Опыт 1- А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к цветным маленьким бабочкам. Что происходит с бабочками? Правильно, они лежат спокойно. А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бабочкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: палочки от трения наэлектризовались, и бумага к ним прилипла, электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

 

Опыт 2 – Рассказ сопровождать действиями. Высыпаю на поднос по ложке соли и крупы овсянки, перемешать. А теперь попробуем отделить крупу от соли. Для этого нужно натереть воздушный шар. Шар от трения становится отрицательно заряженным, а крупа имеет положительный заряд. А вот в соли маленькие частицы (электроны)перемещаются плохо и поэтому хуже липнут к шару.

 

 

Опыт 3 - Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на столе лежит ещё один шар. Воспитатель предлагает нескольким ребятам повесить его на стену.

Дети пытаются это сделать.

- Почему это шарик висит, а другой – нет? Превратим его в волшебный, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и этот шар висит. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене. Вывод: в волосах "живет" электричество.

Опыт 4 – с игрушкой на батарейке:

 -  У меня в руках микрофон. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (Ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными, электрическими. А какое электричество нам в этом помогло?

-Ответ детей. Если затрудняются назвать, напомнить – статическое электричество.

-Оно опасное лил безопасное?

Сюрпризный момент.

-Ребята, я дарю вам на память о нашем занятии воздушные шары. А вы сегодня дома своим родным покажите с ними наши волшебные опыты. А завтра мне расскажите, что у вас получилось.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Волшебное электричество"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по энергосбережению для детей старшего возраста....

Конспект "Знакомьтесь, электричество"

Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»...

Конспект занятия "Электричество вокруг нас"

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему"Электричество вокруг нас"Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.Открытое занятие ...

Конспект занятия «Электричество на службе у людей»

Конспект занятия, которое проходит с применением интерактивной доски с программным обеспечением mimio studio....

Конспект ООД "Электричество" для детей подготовительной группы

открытое занятие по безопасности жизнедеятельности...

конспект мероприятия "Электричество и электроприборы"

Конспект мероприятия (образовательная деятельность)по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста«Электричество и электроприборы»....

Презентация к конспекту "Волшебное электричество"

Презентация к конспекту "Волшебное электричество"...