12.06.2018 Консультация для педагогов "Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"
учебно-методический материал

Гиззатуллина Лариса Петровна

Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является  презентация портфолио.

С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_portfolio.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 1 «Мамонтенок»

Консультация для педагогов

"Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"

 

                                                                        Подготовила:

                                                                                Гиззатуллина Л.П.

г. Салехард

Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является  презентация портфолио.

С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Портфель - «портфолио» сегодня — это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации педагогического процесса, в ходе которого отбирают и анализируют некие образовательные единицы-артефакты.

        Портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение педагога, руководителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма аттестуемого.

Педагогическое портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, социальной, творческой и др.) деятельности  за последние годы работы. Это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения педагога.

Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Структура портфолио  включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в листах оценивания:

  1. Введение.
  2. Результаты педагогической деятельности.
  3. Научно-методическая и инновационная деятельность.
  4. Обобщение опыта.
  5. Внеурочная деятельность педагога.
  6. Работа с общественностью.
  7. Приложения.

Рассмотрим каждый раздел отдельно.

Во введении педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио, и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельство своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории. При этом во вступлении он рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в следующих разделах дается обоснование — почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь педагог делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Помещение же в портфолио необоснованных материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестующегося.

Следующий раздел - это результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела в соответствии с оценочным листом должны дать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого за определенный период. Здесь необходимо  дать оценку  уровню профессиональной компетентности педагога в   области решения проблем совершенствования качества дошкольного образования, знания и применения современных технологий обучения и методов диагностики.

Так же  педагог должен показать свою  способность обосновывать выбор образовательной программы, анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с возрастными особенностями дошкольников, уровнем их интеллектуального и личностного развития, а также планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.  

Показывая  реализацию проекта собственного профессионального развития – педагог представляет наиболее значимые документы: сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, гранты, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований и другое - то есть наличие конкретных достижений в этой области, доказывающих, что задачи успешно реализованы.

Оценивая результаты профессионально-деятельностной компетентности  важно показать ее динамику (рост) за определенный период (положительная, стабильная или же отрицательная).

      В третий раздел структуры портфолио - научно-методическая и инновационная деятельность, помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме и инновационной деятельности аттестуемого, (использование современных образовательных технологий  в учебно-воспитательной работе),  а именно:

Научно-методическая деятельность:

  • Образовательные программы и описание комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
  • Описание используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
  • Материалы, содержащие обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • Описание инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого;
  • Отчет о работе в городских методических объединениях;
  • Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

 Инновационная деятельность

  • работа над реализацией инновационного проекта;
  •  участие в конкурсах инновационных проектов;
  • разработка методических рекомендаций, дидактических материалов;
  • разработка авторских, модифицированных  программ;
  • выпуск каких-либо материалов;
  • проведение научных исследований;
  • другие документы.

При проведении экспертизы научно-методической и инновационной  деятельности аттестуемого необходимо определить, использованы ли результаты его работы в деятельности образовательного учреждения, на уровне города, округа  (если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены).

В четвертом  разделе – обобщение опыта - педагог предоставляет методические материалы (организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.), авторские программы, научно-методические материалы, конспекты открытых занятий, методических разработок, публикации, и другие документы, описывающие обобщение  педагогического опыта и формы его распространения и применения.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике образовательного учреждения, округа и города.

Пятый раздел -  результаты внеурочной работы это коллекция лучших наработок:

  • Данные о победителях  конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
  • Сценарии мероприятий, фотографии и видеоматериалы по проведенным мероприятиям, (выставки, экскурсии, КВНы и т.п.);
  • Творческие работы (доклады, выступления, сценарии открытых занятий);
  • Авторские программы, методики;
  • Публикации.
  • Другие документы.

Шестой раздел должен содержать следующие материалы:

  • Анализ диагностики воспитанников
  • Работа по дополнительному образованию (материалы кружковой работы)
  • Сведения о работе с родителями
  • Наставничество

Последний  седьмой раздел структуры портфолио - приложения.  В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей,  отзыв о творческой работе, рецензии; отзыв об открытом занятии;  благодарности, различные схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ДОУ, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:

  • отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
  • рецензия на статью;
  • методический бюллетень о проведенных открытых мероприятиях;
  • резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Презентация портфолио - форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый педагог представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций Power Point и других.

Для презентации методического портфолио аттестуемому педагогу отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация - это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации - в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период).

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  • соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
  • выделение основных результатов деятельности педагога;
  • качество изложения материала.

Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио, в ней представлены основные результаты, полученные автором,   свободное владение материалом.

Членами экспертной группы задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы проводится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого.

Оценка представленного аттестуемым педагогом  портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей, первой,  второй квалификационной категории. Результаты оценки заносятся в оценочный лист, который подписывается всеми членами экспертной группы, и доводятся до сведения аттестуемого.

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио - визитная карточка группы.

Методические рекомендации по составлению портфолио группы....

Визитная карточка педагога дополнительного образования (хореографа) Даниловой Елены Валерьевны

В свой визитной карточке  я постаралась отразить не только свою работу,но и  взаимоотношения с родителями и педагогами ДОУ, с социумом,  свои хобби.Надеюсь, что у меня это получило...

Портфолио. Визитная карточка.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Есть на свете такая профессия,Чтобы детям радость дарить.Исправляя дефекты речи,Их красиво учить говорить.Каждый день с язычком заниматься,Добиваясь все новых побед.И ошибок сво...

Портфолио – визитная карточка группы

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направле...

Портфолио - визитная карточка профессионального мастерства педагога. Задачи, структура.

Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления....

"Портфолио-визитная карточка педагога"

Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является презентация портфолио. С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится прост...

"Портфолио. Визитная карточка педагога"

В консультации рассматривается что такое портфолио педагога, структура портфолио педагога....