Опыт работы
электронный образовательный ресурс (средняя группа) на тему

Семенихина Оксана Ивановна

«Развитие познавательной активности детей через экологическое воспитание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы по теме «Развитие познавательной активности детей через экологическое воспитание».

Работа по развитию познавательной активности детей через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Цель опыта: формирование у детей интереса к природе и потребности в самостоятельном ее изучении.

Задачи:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления через уточнение, систематизацию и углубление знаний о живой и неживой природе.

2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой, согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

3. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания.

В работе по экологии использую разные формы обучения и воспитания: с педагогами (индивидуальные и групповые консультации, семинары, открытые мероприятия, выпуск экологических буклетов), с дошкольниками (занятия в форме эвристической беседы; практическая деятельность в природе; экскурсии, целевые прогулки, наблюдения; природоохранные акции; проведение экологических викторин, праздников, досугов, театрализованных представлений;  экологические игры; выставки детских работ; организация конкурсов),  с родителями (консультации,  викторины, папки-передвижки, конкурсы, выставки).

В практической деятельности применяю разные методы: систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный труд детей и взрослых в природе.

Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В своей практике использовала несколько видов проектов: ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей), исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов), информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (выращиваем цветы), творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).

Задачи экологического образования решаю в неразрывной связи с семьей. Многие ребятишки бывают с семьей в турпоездках и походах. Так в группе мы создаем свой «Альманах путешествий» с фотографиями и рассказами детей обо всем интересном, что они увидели в путешествиях по интересным местам. Для чего мы это делаем? Для того чтобы дети в общих чертах представляли процесс создания книги. И, конечно, текстовый материал, помещенный в такую книгу, наверняка впечатается в память на всю оставшуюся жизнь. Это и развитие речи, памяти, внимания ведь детям нужно наговорить коротенький текст – интервью с опорой на фотографии. Ребята очень любят рассматривать эту книгу, ведь как приятно обнаружить на территории детского сада «следы» семейной жизни. Это рождает чувство взаимосвязанности садика и дома. Для родителей провожу беседы и консультации на экологические темы. В результате у детей сформировано доброжелательное, уважительное, бережное отношение к природе. Дети приносят из дома семечки, хлебные кусочки для птиц, обращают внимание на сломанную веточку и предлагают её подвязать, на ободранную кору дерева и знают чем это грозит, собирают мусор на участке, замечают, что на небе одновременно можно наблюдать и солнце и луну, как меняется цвет неба в разную погоду, рассказывают, на что похожи облака, а когда, однажды на снегу увидели много чешуек от ягод рябины, сказали, что это птицы прилетали и обедали. Я вижу, что более тесное сотрудничество с семьями моих воспитанников, открытость педпроцесса для родителей, приносит очень серьезные результаты в развитии детей. Родители попутно расширяют и свой интеллектуальный потенциал, а узнавать вместе для детей и родителей гораздо интереснее и эффективнее. Это способствует формированию потребности и привычки к сотрудничеству, что в дальнейшем очень пригодится в школе.

          Результатами моей работы считаю:

  • сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием;
  • повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы;
  • вопросы детей носят познавательный характер;
  • повысился уровень экологической воспитанности детей;
  • качественно изменилось отношение детей к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...