Музейная педагогика как системообразующее звено в развитии нравственных качеств дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему

Агапова Екатерина Владимировна

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19- 20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательная – воспитательная.

Центральное место в музейно – образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно – педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya.docx321.13 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\0002-002-Istorija.jpg

Музейная  педагогика  —  сегодня  это  слово  известно  всем,  кто  имеет  отношение  к  воспитанию  и  образованию.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Сохранить  «человеческое»  в  наших  детях,  начиная  с  дошкольного  возраста,  заложить  нравственные  основы,  которые  сделают  их  более  устойчивыми  к  нежелательным  влияниям,  научить  правилам  общения,  умению  жить  среди  людей,  —  главные  идеи  воспитания  и  духовно-нравственных  качеств  личности.

Под  нравственным  развитием  понимается  формирование  у  детей  «нравственной  шкалы  отношений»,  с  помощью  которой  он  может  «измерить»  свои  и  чужие  поступки  с  позиции  зла  и  добра,  оценить  и  подчинить  своё  поведение  нравственным  нормам.  Поэтому  наша  задача  —  воспитывать  детей  так,  чтобы  в  будущем  они  сохранили  то,  что  сберегли  для  них  предки,  были  способны  учиться  у  других  народов  тому,  что  пригодится  им  для  успешного  совместного  проживания  со  всеми  народами  в  мире  и  согласии  на  нашей  огромной  и  в  то  же  время  такой  маленькой  планете  Земля.

В  настоящее  время  программы  ДОУ,  определяющие  содержание  и  организацию  образовательного  процесса  в  соответствии  с  ФГОС  ДО,  направлены  на  развитие  интеллектуальных  и  личностных  качеств  ребенка  дошкольного  возраста,  формирование  предпосылок  учебной  деятельности  и  обеспечение  социальной  успешности  будущего  школьника. 

Одними  из  основных  принципов  дошкольного  образования  являются:

  • приобщение  детей  к  социокультурным  нормам,  традициям  семьи,  общества  и  государства; 
  • учёт  этнокультурной  ситуации  развития  детей. 

В  связи  с  этим  становится  актуальным  такое  направление  в  работе  по  приобщению  к  истокам  культуры,  как  музейная  педагогика. 

 

Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному и природному наследию.

Формы организации работы с детьми

Ежедневные

Еженедельные

Периодические

Коллекционирование вместе с детьми;

создание мини-музеев.

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры;

 игры-развлечения;

игры путешествия;

игры – эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин.

Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного образования, выполняющей социальный заказ общества.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

C:\Users\user\Pictures\img8 (1).png        C:\Users\user\Pictures\img9 (1).jpg

                

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
  • Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  • Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Таким образом, в современных условиях музей является не только местом хранения и пропаганды  достижении         культуры, но и активными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Развитие нравственных качеств дошкольников в игре.

Практический материал для педагогов....

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...

Перспективное планирование работы с детьми по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"

Перспективный план работы с детьми старшей группы по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"...

Презентация "Театрализация сказок разных народов в развитии нравственных качеств дошкольника"

Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что  так...