Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Татьяна Викторовна Мишустина

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников

                                                             

                                                                                        Мишустина  Т.В.

     Дошкольный возраст - сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

      В настоящее время увеличивается количество детей с поражением ЦНС.

Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций, но и психогенными отклонениями, проявляющимися в агрессивности поведения и деятельности.  К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

      Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача - успеть вылечить «надломленную детскую душу».

        Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый стиль, доступный и понятный. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация.

       Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами  психогимнастики,  коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позволяет решить следующие задачи:

  • гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с речевой патологией;
  • освоение «букваря эмоций», обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний;
  • обучение умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие коммуникативных навыков ребенка;
  • создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.

На первом этапе предлагаю объяснить родителям значимость нравственного здоровья для детей с тяжёлыми нарушениями речи, побудить к сотрудничеству.

       Предлагаю познакомить детей с простыми по содержанию сказками и однозначными поступками героев (располагаются на «лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», использование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе. На помощь приходят организационные коммуникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «Назови ласково свое имя».

       Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность,  дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.

      В мини-сценках «Ушки - непослушки», «Капризный медвежонок», где участвуют 3—5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения которых они избавляются от своих отрицательных черт характера.

       Для снятия эмоционального напряжения детей  предлагаю применить технику разрывания бумаги — в группе появляется «коврик злости». Несколько усовершенствованная игра «Не делай так» помогает детям осознанно выбирать способы общения с другими людьми.

        Путешествуя вместе с детьми по сказкам, родители еще больше осознают, что все начинается в семье, пытаются изменить себя и понять своих детей. Они становятся единомышленниками и активными помощниками, оппонентами при обсуждении поступков; отвечают на вопросы тестов и анкет. Постепенно совместная работа воспитателей, родителей, учителя – логопеда,  педагога – психолога должна  привести к положительному микроклимату в группе.

Литература:

Л.П. Стрелкова (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995).

Шаманская Л.Н. Козина Л.Ю. (Нравственное развитие дошкольников с ОНР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"

Методическая разработка родительского собрания...

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...