Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Татьяна Викторовна Мишустина

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников

                                                             

                                                                                        Мишустина  Т.В.

     Дошкольный возраст - сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

      В настоящее время увеличивается количество детей с поражением ЦНС.

Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций, но и психогенными отклонениями, проявляющимися в агрессивности поведения и деятельности.  К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

      Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача - успеть вылечить «надломленную детскую душу».

        Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый стиль, доступный и понятный. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация.

       Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами  психогимнастики,  коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позволяет решить следующие задачи:

  • гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с речевой патологией;
  • освоение «букваря эмоций», обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний;
  • обучение умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие коммуникативных навыков ребенка;
  • создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.

На первом этапе предлагаю объяснить родителям значимость нравственного здоровья для детей с тяжёлыми нарушениями речи, побудить к сотрудничеству.

       Предлагаю познакомить детей с простыми по содержанию сказками и однозначными поступками героев (располагаются на «лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», использование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе. На помощь приходят организационные коммуникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «Назови ласково свое имя».

       Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность,  дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.

      В мини-сценках «Ушки - непослушки», «Капризный медвежонок», где участвуют 3—5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения которых они избавляются от своих отрицательных черт характера.

       Для снятия эмоционального напряжения детей  предлагаю применить технику разрывания бумаги — в группе появляется «коврик злости». Несколько усовершенствованная игра «Не делай так» помогает детям осознанно выбирать способы общения с другими людьми.

        Путешествуя вместе с детьми по сказкам, родители еще больше осознают, что все начинается в семье, пытаются изменить себя и понять своих детей. Они становятся единомышленниками и активными помощниками, оппонентами при обсуждении поступков; отвечают на вопросы тестов и анкет. Постепенно совместная работа воспитателей, родителей, учителя – логопеда,  педагога – психолога должна  привести к положительному микроклимату в группе.

Литература:

Л.П. Стрелкова (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995).

Шаманская Л.Н. Козина Л.Ю. (Нравственное развитие дошкольников с ОНР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"

Методическая разработка родительского собрания...

Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников является  одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним и...

Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»

Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»...

Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...