Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
Мишустина Т.В.
Дошкольный возраст - сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
В настоящее время увеличивается количество детей с поражением ЦНС.
Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций, но и психогенными отклонениями, проявляющимися в агрессивности поведения и деятельности. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача - успеть вылечить «надломленную детскую душу».
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый стиль, доступный и понятный. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация.
Сочетание знакомства со сказкой, работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), этюдами психогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата позволяет решить следующие задачи:
- гармонизация чувств каждого ребенка в группе детей с речевой патологией;
- освоение «букваря эмоций», обучение адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний;
- обучение умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние другого человека;
- развитие коммуникативных навыков ребенка;
- создание эмоционально-положительного микроклимата в группе детей с речевыми недостатками.
На первом этапе предлагаю объяснить родителям значимость нравственного здоровья для детей с тяжёлыми нарушениями речи, побудить к сотрудничеству.
Предлагаю познакомить детей с простыми по содержанию сказками и однозначными поступками героев (располагаются на «лестнице добра и зла»); усвоение «букваря эмоций», использование этюдов психогимнастики: радость, удивление, горе. На помощь приходят организационные коммуникативные игры: «Доброе сердце», «Передавалка», «Назови ласково свое имя».
Путешествие по «Волшебным холмам» — более глубокое познание сказочного мира. Окунаясь в театрализованную деятельность, дети усваивают выразительность жестов, воспроизводят различные черты характера, учатся тонко чувствовать друг друга, преодолевать барьер в общении.
В мини-сценках «Ушки - непослушки», «Капризный медвежонок», где участвуют 3—5 героев, некоторым детям можно предложить характерные роли, в процессе исполнения которых они избавляются от своих отрицательных черт характера.
Для снятия эмоционального напряжения детей предлагаю применить технику разрывания бумаги — в группе появляется «коврик злости». Несколько усовершенствованная игра «Не делай так» помогает детям осознанно выбирать способы общения с другими людьми.
Путешествуя вместе с детьми по сказкам, родители еще больше осознают, что все начинается в семье, пытаются изменить себя и понять своих детей. Они становятся единомышленниками и активными помощниками, оппонентами при обсуждении поступков; отвечают на вопросы тестов и анкет. Постепенно совместная работа воспитателей, родителей, учителя – логопеда, педагога – психолога должна привести к положительному микроклимату в группе.
Литература:
Л.П. Стрелкова (Уроки сказки. М., 1990; Войди в тридесятое царство. М., 1995).
Шаманская Л.Н. Козина Л.Ю. (Нравственное развитие дошкольников с ОНР)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка родительского собрания в старшей группе Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе "Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-571124-1648376641.jpg)
Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним и...
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/12/picture-1495251-1699770715.jpg)
Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"
В 21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...