Главные вкладки

    «Педагогическое наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре»
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Галюк Юлия Викторовна

    стендовый доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stendovyy_doklad_ped_nab_yu.v.galyuk.docx24.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

    Стендовый доклад «Педагогическое наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре»

    Круглый стол:

    Разработал: Воспитатель Галюк Юлия Викторовна

           

    Бердск 2018г.

    Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

    является ведущим средством их воспитания.

          Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

          В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вкруг себя.

          Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

          Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

          На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

         Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

         На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

    • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
    • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

         Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

         Роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам.

         В старшем дошкольном возрасте выполнение смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

         Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

         Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.

    В моей группе бытуют следующие сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Кафе», «Шофёры», «Магазин», «Больница», «Стройка», «Салон красоты» и др. При чём сюжет одних игр может органично переплетаться с сюжетом других игр (игры – спутники). Идея игры может возникнуть на основе реальных событий, произошедшими с каким-либо ребёнком в группе, так и на основе творческого замысла.

    Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Салон красоты».

    Идея игры возникла после тихого часа, когда девочек надо было заплетать после дневного сна. Ко мне подошла Арина и сказала: «Нас с Кариной и Настей заплетать не надо. Мы сами себе причёски будем делать. У Карины всё для причёсок есть». «Вы хотите в «Салон красоты» сходить?» «Да, Вы правильно догадались. У нас будет настоящий салон красоты».

    В группе есть дети, могущие организовать игру, распределить роли в ней, следить за соблюдением игровых правил, есть дети – которые сразу включаются в игру, организованную другими и играющими с удовольствием, а есть и такие дети, которые сначала наблюдают за игрой со стороны, и только через какое-то время включающиеся в неё. В играх в основном одновременно участвуют 4-5 человек, но игровые группы устойчивыми бывают не всегда.

     Сначала в игре участвовали 4 девочки: Карина, Арина, Настя и Варя. Через 15 минут игрой заинтересовались Вика и Лиза, стали наблюдать. В игру включились после того, как первым двум девочкам были сделаны причёски. Вика: «Карина, можно с вами поиграть?» Арина: «Можно, сейчас закончим только.» Карина: «О, у нас ещё клиенты появились».

    Как правило, игру организует кто-либо из более активных детей или тот ребёнок, который принёс новые атрибуты для какой-либо игры. Продолжительность игр зависит от состава участников. Если в игре участвуют только девочки, то интерес не угасает довольно длительное время. Если в игре участвуют и мальчики, то игровой интерес у мальчиков угасает несколько быстрее, чем у девочек. Это особенно видно, когда мальчики включаются в более спокойные игры (например, «Магазин»). Выйдя из игры девочек, мальчики начинают организовывать игры, в которых больше движения («Водители», «Военные» и т. п.).

     Настя тоже решила сходить в «Салон красоты». Зовёт с собой Костю: «Давай с тобой пойдём причёски делать.» Костя: «Нет, не хочу. Я только недавно в парикмахерской был.» Настя: «Тогда давай ты будешь моя собака, я буду тебя на поводке вести. Ты меня охранять будешь.» Костя: «Давай, согласен.» Настя одевает Косте поводок, сделанный из шарфа, идут в «Салон красоты». Настя: «Всё, мы пришли. Во внутрь с собаками не пускают. Сиди, жди меня здесь. Я скоро приду.» Настя идёт к девочкам. Костя посидел немного, встал и пошёл к Саше. Костя: «Давай «Сапсан» строить». Саша: «Давай из стульев строить.» Начали строить поезд «Сапсан». Костя: «Я буду машинистом, а ты помощником моим.» В это время девочки продолжают играть в «Салон красоты», обсуждают причёски, взяли журналы, стали рассматривать и обсуждать причёски в журналах. Настя: «Только мне мои волосы не отрезать. Мама сказала, что мы их очень долго растили.» Карина: «Нам надо свой журнал причесок сделать. Вырезать, которые понравились и приклеить в альбом.» Арина: «А можно и нарисовать».

    В своем взаимодействии дети старшего дошкольного возраста ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: преобладает общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет?»). В ролевом взаимодействии увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — дети часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

    При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена. Решение конфликтных ситуаций возможно с помощью коротеньких игр-мирилок, а очерёдность и продолжительность действий в интересной роли регулируется с помощью считалки и песочных часов (в этом случае дети сами контролируют временной отрезок).

          Карина подходит ко мне с жалобой: «А Вика не хочет уходить. Я ей уже причёску сделала и сказала, чтобы она уходила, а она не уходит.» «Карина, а ты всё правильно сделала?» Карина: «Да.» «А ты вспомни, что говорит и делает парикмахер, когда закончит причёску.» Карина: «А, говорит до свиданья и берёт деньги за работу.» Идёт к Вике: «Тебе понравилась прическа?» Вика: «Да.» Карина: «Тогда с тебя 300 рублей». Вика: «У мня сейчас нет денег, но через час я вам заплачу». Вика подходит ко мне: «А где мне взять деньги?» «А ты подумай» Вика постояла, подумала: «А, можно нарисовать.» Пошла взяла бумагу, фломастеры, стала делать деньги, обращается к девочкам: «Я вам тоже сделаю деньги в кассу». Лиза: «Хорошая идея.»

    Включение педагога в детскую игру обеспечивает его сформированная игровая позиция, которая позволяет также оказывать позитивное влияние на развитие игры. Какую конкретно игровую позицию я выберу для себя в той или иной игре (позицию «партнёра», «режиссёра», «со игрока», «координатора», «консультанта») обусловлено целью своего включения в игру. Моё включение в игру детей может быть обусловлено следующими целями:

    • обогащение игрового опыта детей. Здесь я могу взять на себя второстепенную роль, помочь детям развернуть речевой диалог, помочь определить роли, поделиться своим опытом игр в своём детстве;
    • создание игровой среды. В этом случае я могу внести необходимые атрибуты или изготовить вместе с детьми нужные атрибуты для игры, могу подобрать бросовый материал или показать детям, как можно использовать предметы-заместители, а также привлечь родителей воспитанников к созданию игровой среды (элементы костюмов, атрибуты, предметы заместители и т. д.);
    • активизация самостоятельной игровой деятельности детей. Здесь возможно использование проблемных ситуаций (Нет денег, чтобы расплатиться за прическу в салоне красоты, что надо сделать, могу дать совет, напомнить детям о действиях персонажа (Вспомни, что делает парикмахер, когда закончит работу, задать вопрос и пояснить (Как здорово, что у нас есть теперь свой салон красоты. Как жаль, что дети из других групп не знают об этом. А вот если бы знали, то ходили бы к вам на прически. Может рекламу запустим, нацеливая детей на организацию игры-спутник (Типография – печать рекламы для салона красоты).

    В силу того, что в моей группе дети старшего дошкольного возраста, то игровую обстановку они в состоянии организовать сами по своему желанию. Моя задача предоставить им эту возможность максимально использовать пространство группы для организации самостоятельной игры. В создание игровой обстановки могу включиться при возникновении такого желания у самих детей.

    В играх дети пользуются уже готовыми атрибутами, но и изготавливают недостающие самостоятельно (игра «Салон красоты»: готовые атрибуты – ножницы, расчёски, заколки, резинки, зеркало; атрибуты, сделанные самостоятельно – накидка из куска ткани, каталог причесок, деньги).

    В ходе наблюдаемой мной игры у детей проявились следующие компетентности:

    • социальная компетентность (дети принимают разные социальные роли и действуют в соответствии с ними; устанавливают и поддерживают отношения со сверстниками; управляют поведением, разрешают конфликтные ситуации; инициируют разговор, поддерживают его);
    • коммуникативная компетентность (дети выражают словами свои мысли, чувства, планы, желания, результаты; задают вопросы и аргументируют свою точку зрения);
    • деятельностная компетентность (дети делают выбор и принимают решение; договариваются о совместных действиях, оценивают и корректируют действия свои и других);
    • информационная компетентность (дети активно используют и называют источники информации – взрослые, сверстники, СМИ, собственный опыт);
    • здоровьесберегающая компетентность (соблюдают правила безопасного поведения в быту, излучают жизнерадостность, внутренний покой).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

    2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

    3. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983-211с.

    4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.

    5. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.

    6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Протокол наблюдения за детьми в группе детского сада

    Удобный протокол с параметрами  (критериями)  наблюдения....

    Памятка для воспитателей по наблюдению за детьми в период адаптации

    Рекомендации логопеда воспитателям по выявлению детей с особой предрасположенностью к возникновению речевых нарушений....

    ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ДЕТСКОМ САДУ № 150 ОАО «РЖД»

    : В статье представлен опыт создания педагогических условий личностного развития в сюжетно- ролевой игре в Детском саду №150 ОАО «РЖД»...

    РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ «В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ИГРАЕМ, СЕБЯ МЫ ОЧЕНЬ РАЗВИВАЕМ»

           Игра для дошкольника - это не просто любимое занятие, это их ведущий вид деятельности. Как доказано многими психологами, игра оказывает значительное влияние на развит...

    Ситуация игрового взаимодействия воспитателя с детьми в сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"

    План проведения  игрового взаимодействия воспитателя с детьми в  сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"...

    Взаимопроверка "Организация взаимодействия педагога с детьми в сюжетно- ролевых играх в течение дня"

    Организация взаимодействия педагога с детьми в сюжетно- ролевых играх в течение дня...