Педсовет: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в связи с введением ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

описан системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определение путей совершенствования работы в данном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в связи с введением ФГОС ДО»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Форма проведения: семинар.

Участники: педагоги ДОО, представители родительского комитета.

Предварительная работа:

  1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета;
  2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета;
  3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета;
  4. Организация тематического контроля по определению эффективности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
  5. Разработка протокола анализа состояния развивающей предметно-пространственной среды возрастных групп ДОО.

План проведения педсовета:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
  2. Вступительное слово.
  3. Требования к организации РППС в свете ФГОС ДО.
  4. Опыт создания детской лаборатории в подготовительной группе.
  5. Итоги тематического контроля по определению эффективности организации РППС в группах ДОО.
  6. Принятие проекта решения педагогического совета.

Ход педагогического совета

1.Выполнение решений предыдущего совета.

2.Вступительное слово.

Выступление старшего воспитателя ДОО

Вопрос создания РППС в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. В связи с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к РППС.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью внешнему миру. Поэтому РППС, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в соответствии с возрастной спецификой его развития.

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, нам важно понять, насколько она соответствует требованиям ФГОС ДО. Поэтому нам необходимо изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

3.Требования к организации РППС в свете ФГОС.

Выступление старшего воспитателя ДОО

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОО, решение этих задач невозможно без создания современной РППС. РППС – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Таким образом, организация РППС в детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Требования ФГОС к РППС:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирования.

Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам – для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам  потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. РППС является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно-пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Что должен знать педагог при организации РППС в группе?

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов должны быть направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Организуя РППС в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая РППС любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

4.Опыт создания детской лаборатории в подготовительной к школе группе.

Выступление  воспитателя подготовительной группы

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к образовательной области «Познавательное развитие». Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОО – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основным требованием, предъявляемым к среде как развивающему средству, является обеспечение активной самостоятельной детской деятельности.

Поэтому было принято решение создать в группе старших дошкольников детскую лабораторию.

Задачами лаборатории являются: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В детской лаборатории отведены места:

  1. Для приборов, для хранения материалов (природного, «бросового»);
  2. Проведение опытов;
  3. Неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям и разложены в специальные контейнеры: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

При оборудовании детской лаборатории учитывались следующие требования:

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
  2. Достаточность необходимых материалов для экспериментирования;
  3. Доступность расположения.

Большую помощь в организации детской лаборатории оказали родители, снабдившие ее необходимыми материалами: детским микроскопом, штативом, стеклянными колбами различной формы и размера, пробирками для проведения опытов, песочными часами, коллекцией камней и минералов, гербариями, ящичками для хранения, стеклянными и пластмассовыми трубочками, термометрами для измерения температуры воздуха и воды, лупами, микроскопами, полиэтиленовыми пакетами, воздушными шариками, свечами, твердым спиртом, спиртовками и.т.д.

5.Итоги тематического контроля по определению эффективности организации РППС в группах ДОО

Отчет старшего воспитателя

6.Принятие проекта решения педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физическ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образов...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...