Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
презентация на тему

Ламская Ирина Александровна

Гендерное воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые члены жюри и педагоги!

         Меня зовут Ламская Ирина Александровна, я представляю город Невинномысск.  Город, который стал территорией опережающего социально-экономического развития.

Сегодня я представила вашему вниманию такую необычную ситуацию, мне бы хотелось услышать от Вас по одной фразе. Какие мысли у Вас возникли при просмотре данного ролика? (Обратная связь, как мы видим эта ситуация вызывает неоднозначные эмоции)

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитании детей. Стираются грани между мужским и женским началом. В настоящее время женщины часто занимают лидирующее положение в различных областях жизни общества, а мужчины нередко принимают на себя обязанности традиционно женские.

Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых, важных и интересных. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (Вера Васильевна Абраменкова, Татьяна Николаевна Доронова, Елена Николаевна Каменская, Дмитрий Николаевич Исаев, Александр Иванович Захаров)  так и зарубежных психологов (Меган Шон Берн, Дебора Ричардсон).

Исходя из выше сказанного, мы подходим к вопросу. А что же такое гендерное воспитание?

Гендерное воспитание детей – это процесс формирования у детей представления о себе как о носителе определенного пола, осознание собственной гендерной идентичности и овладения моделями гендерного поведения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей общества.

Я веду работу по гендерному воспитанию по трем направлениям.

Первое направление – организация развивающей предметно пространственной среды, в мой в группе организован зоны игр для мальчиков и девочек.

Второе направление – совместная деятельность с детьми, которая включает в себя различные виды деятельности и способы ее организации.

Третье направление – взаимодействие с родителями, ведущая роль в гендерном воспитании принадлежит, по общепризнанному мнению, наиболее близкому окружению – семье, которая опирается на значительную помощь ДОУ. Остановимся на нем более подробно.

Я представляю Вам один из методов, который я использую при взаимодействии с родителями. Этот метод был разработан доктором медицины и психологии Эдвардом де Боно, книга «Шесть шляп мышления» впервые была опубликовано в 1985 году. В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины.

Для работы мне необходима фокус группа в количестве пяти человек. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Уважаемые коллеги перед Вами лежат шляпы, вы можете выбрать любую. Давайте рассмотрим значение шляп по отдельности.

Примеряя головной убор белого цвета, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

В Чёрной шляпе вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критики. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание.

Жёлтая шляпа  является противоположностью чёрной и подразумевает позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Надевая красную шляпу, мы включаем интуицию и чувства. Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Вам следует посмотреть на проблему с другой стороны и предложить новый вариант ее решения.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает модератор – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Так же перед вами лежат памятки, которые помогут Вам включить тот режим мышления, который  соответствует цвету шляпы. Синюю шляпу я оставляю себе, так как, являюсь модератором. Представьте, что мы сейчас выступаем в роли родителей. Уважаемые родители возникла такая ситуация: «Сегодня Вы привели ребенка детский сад и Вас встретил воспитатель мужчина». У вас минута для подготовки к обсуждению данной ситуации.

Я успешно применяю «Метод 6 шляп» при взаимодействии с родителями, для решения различных проблемных ситуаций, на родительских собраниях, на подгрупповых  семинарах.

Так же я являюсь представителем творческой группы, этот метод я применяю при работе с коллегами. Из-за того, что противоположные точки зрения не конфликтуют, а существуют одновременно, рождаются новые уникальные и интересные идеи. 

Я использую метод 6 шляп мышления в работе с детьми, благодаря чему я легко перехожу на личностно ориентированную модель обучения, вижу в ребенке полноправного партнера в педагогическом процессе, основанном на сотрудничестве. Так же использование метода позволяет создавать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым  важные черты личности ребенка.

Уважаемые родители, вам все понятно, возможно у вас возникли вопросы?  

Свое мнение первым выскажет родитель в белой шляпе, необходимо концентрироваться на всех данных которые имеются о педагоге мужчине в дошкольной образовательной организации. (Слышали ли вы о мужчине воспитателе в детском саду? Популярна ли профессия воспитателя среди мужчин? Как вы думаете в какой именно области развития мог бы проявить себя мужчина воспитатель?)

Свое мнение вторым выскажет родитель в черной шляпе,  ней вам нужно сосредоточиться на негативной стороне явления «Мужчина – воспитатель».  Какие подводные камни могут обнаружиться в этой ситуации? (сможет ли мужчина так же успешно справиться с профессией воспитатель, как женщина? Почему? С чем сложнее всего будет справиться мужчине?

Свое мнение третьим выскажет родитель в желтой шляпе, которая подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему, то есть вам следует раскрыть все положительные моменты этой ситуации. Мужчина воспитатель – это хорошо… Почему?

Свое мнение четвертым выскажет родитель в красной шляпе, которая символизирует интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Перечислите эмоции которые вызывает данная ситуация? (Что вас радует? Что тревожит? Удивляет?

Свое мнение пятым выскажет родитель в зеленой шляпе, которая отвечает за творчество. Вам не следует давать никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие. Что нужно сделать для того, что бы в дошкольном образование мужчина воспитатель смог проявить себя?

Итог: выслушав мнения всех родителей, можно сделать следующие выводы… Белая: В нашей действительности объективно отсутствуют мужчины воспитатели, профессия эта мало популярно среди них.

Черная: И даже если бы такая ситуация возникла, обнаружились бы следующие подводные камни -_____________________________________

Желтая – тем не менее положительная сторона ситуации открывает совершенно новые возможности в дошкольной педагогике, особенно в вопросе о гендерном воспитании.

Красная – эмоционально оценивая эту ситуацию мы испытываем множество чувств_______________________________________________

Зеленая – мужчина педагог – это нестандартно и удивительно, особенно применительно к дошкольному образованию. Все возможности этого явления нам сложно представить даже гипотетически.

Применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом 6шляп – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп. Спасибо уважаемые коллеги за высказанное мнение, вы можете снять шляпы. Мне бы хотелось узнать, будете ли вы применять метод 6 шляп в работе? А в какой области?

Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании.

Притча «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Но если ты укроешь лозу от солнца, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...