Аналитический отчет о деятельности психологической службы за 2017/2018 учебный год
рабочая программа на тему

Башкатова Наталья Евгеньевна

Аналитический отчет о деятельности психологической службы

за 2017/2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rabote_psihologa.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о деятельности психологической службы

за 2017/2018 учебный год

МБ ДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида

Башкатовой Н.Е педагога психолога

Цель и задачи деятельности педагога-психолога.

В 2017-2018  учебном году целью моей работы являлось охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Результаты работы:

1. Психологическая диагностика.

​ 1. Выявление степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось: 1. Настроение; 2. Качество сна и питания; 3. Общение с детьми и со взрослыми; 4. Активность в игре и речи.

​ Из этих показателей делался вывод о степени адаптации ребенка к детскому саду. Результаты таковы: из 79 детей -

​ Легкая степень адаптации (до 30 дней) –42 ребенока (53 %)

​ Средняя степень адаптации (до 1,5 месяцев) – 33 детей (42 %)

​ Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 месяцев) – 4ребенка (5      %).

​ С родителями и воспитателями детей, у которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались положительными, трудности адаптации были преодолены.

​ 

​ 2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Диагностика проводилась с целью исследования познавательных процессов детей, определения группы детей с уровнем развития ниже среднего для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, составления рекомендаций педагогам и родителям по развитию детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

​ 

​ 2.1. В возрастной группе 3-4 года обследовано 53 ребенка.

В группе «Лучики» -27 человек

В группе «Гномики»-26 человек

Используемые методики: комплект методик Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:

«Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве), «Матрешка 3 - составная» (выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятие величины; оценка уровня развития наглядно- действенного мышления), «Разрезные картинки 2- 3 - составные» (оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом), «Цветные кубики» (оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции), «Парные картинки» (оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти), «Угадай, чего не стало?» (оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания).

Результаты обследования:

Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

33

62

Средний

18

34

Низкий

2

4

Таким образом, большинство обследованных детей имеет соответствующий возрасту уровень развития. В течении года у детей, показавших низкие результаты наблюдалась положительная динамика в развитии.

​ 

2.2. В возрастной группе 4-5 лет обследовано 81 ребенок.

В группе «Колокольчики» -27

В группе «Непоседы»- 27

В группе «Ромашки»-27

Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.: «Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений), «Покажи и назови» (выявление общей осведомленности ребенка) , «Матрешка 4-составная» (выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса), «Разрезные картинки 4-составные» (выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу), «8 предметов» (исследование объема образной памяти), «Лабиринты» (оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия), «Найди такую же картинку» (выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия), «Найди домик для картинки» ( выявление уровня развития наглядно-образного мышле​ния, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова), «На что это похоже?» ( выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).

Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

27

33

Средний

42

52

Низкий

12

15

Из таблицы видно, что 85% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития.

12 детей  нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы.  Воспитателям и специалистам были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития ниже среднего.

2.3. В возрастной группе 5-6 лет обследовано 46 детей.

В группе «Росинка» - 23

В группе «Фантазеры» - 23

Используемые методики: «Разрезные картинки» (диагностика зрительного синтеза, пространственной ориентации), «Перечеркнутые изображения» (диагностика восприятия, внимания); «10 картинок» (диагностика зрительной памяти); «4-лишний», «Сравни предметы», «Аналогии», «Сочини рассказ по картинке» (диагностика мышления), диагностические вопросы, выявляющие уровень осведомленности, «Пройди по дорожке» (сформированность мелкой моторики).

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

23

50

Средний

18

40

Низкий

5

10

Таким образом, 41 ребенок (90%) имеет соответствующий возрасту уровень развития. 5 детей (10%) имеют уровень развития низкий уровень развития. Для этих детей были подобраны  специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы

​ Дети, уровень развития которых ниже среднего уровня были рассмотрены на консилиуме детского сада, для них были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы.   Со всеми детьми, имеющими  низкий уровень развития, проводились коррекционные занятия.

3. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Первое обследование проводилось в октябре 2017года. Диагностику прошли 62 ребенка (индивидуальная и групповая). Используемые методики: тест Керна-Йирасека (диагностика уровня развития моторики, произвольности); «Фигуры Попельрейтора», «Перечеркнутые изображения» (диагностика восприятия, внимания); «10 слов Лурия», «10 картинок» (диагностика памяти); «4-лишний», «Сравни предметы», «Последовательные картинки», «Закономерности» (диагностика мышления), «Ориентационный тест школьной зрелости» (диагностика осведомленности), диагностические вопросы, выявляющие уровень сформированности школьной мотивации.

Оно показало, что:

Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

9

14

Выше среднего

5

8

Средний

34

55

Ниже среднего

10

17

Низкий

4

6

Из таблицы видно, что 48 дошкольника (77%) готовы к обучению в школе.

14 детей (23%) нуждаются в специально организованных занятиях по подготовке к школьному обучению.

​ Дети с ниже среднего и низким уровнем готовности к обучению в школе рассматривались на ПМП консилиуме детского сада, для них были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Психологом проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, дополнительные индивидуальные занятия с адаптацией материала – воспитателями и специалистами. Работа велась в течение года.

​ В апрель-май 2018 г. было проведено повторное тестирование (индивидуальное). Обследовано 73 ребенка.

​ Уровень готовности к обучению в школе

​ Количество детей

​ Процентное соотношение (%)

​ Высокий

​ 36

50

​ Выше среднего

​ 13

18

​ Средний

​ 24

32

​ Ниже среднего

 0

0

​ Низкий

​ 0

0

​ 

​ Таким образом, все дети готовы к обучению в школе.

​ 

​ 4. Диагностика эмоциональных и личностных особенностей детей. Всего обследовано 58 детей.

Используемые методики: проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Лесенка», «Цветовой тест Люшера», наблюдение, анкетирование воспитателей. Диагностировались такие особенности, как тревожность, агрессивность, самооценка, особенности саморегуляции, проблемы в общении. Показатель считался выявленным, если прослеживался в большинстве используемых методик и подтверждался наблюдением воспитателей и педагога-психолога.

Результаты проведенного исследования :

Уровень

выраженности

Тревожность

Агрессия

Проблемы в общении

Чувство неполноценности

Незащищенность

Высокий

21-36%

7-12%

9-16%

7-12%

5-8%

Средний

11-19%

9-16%

10-17%

2-3%

9-16%

Низкий

26- 45%

42-72%

39-67%

49-85%

44-76%

​ Дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностном развитии: тревожностью, агрессивностью, проблемами в межличностном взаимодействии были взяты под контроль психологом, воспитателями и специалистами. Кроме того, дети с высокими показателями эмоционального неблагополучия посещали специальные коррекционные занятия. Воспитателям были предложены техники для снятия напряжения и тревожности у детей, даны рекомендации по гармонизации и развитию сплоченности детского коллектива.

Всего в течение учебного года было проведено:

- групповых диагностик – 14

- индивидуальных обследований – 394

2. Консультативная работа:

Всего в течение года проведено 75 консультаций, из них консультаций:

- педагогов – 56

- родителей – 19

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Организовывались групповые консультации, составленные на основе диагностических исследований. Были рассмотрены возможности педагога в развитии познавательных процессов у детей разных возрастных групп, коррекции поведения и негативных эмоционально-личностных особенностей.

Была проведена групповая консультация на тему «Трудные дети».

Проводились индивидуальные консультации по проблемам детей, выявленным как в результате психодиагностического обследования, так и в результате собственной деятельности педагогов. Анализируя проблематику обращения педагогов за психологической помощью, можно сказать, что частота обращений по поводу трудностей поведения, эмоционального благополучия чаще, чем по поводу обучения ребенка у педагогов.

Проводились индивидуальные методические консультации. Всего проведено 20 консультаций.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Проводились индивидуальные консультации родителей. Это были консультации после диагностики, а так же по проблемам детей. Всего проведено 15 индивидуальных консультаций.

Наиболее характерным запросом со стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально-волевой сферы, очень редко - по обучению.

3. Коррекционно - развивающая работа.

Углубленное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы - коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.

Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещали дети с низким и ниже среднего уровнем развития познавательных процессов.

Работа велась с сентября 2017г. Дети  подготовительных и старших  групп . С детьми 1 раз в неделю проводились групповые занятия. С детьми старшей группы велись занятия по авторской коррекционно-развивающей программе «Уроки общения». Проведено 28 занятия (по 14 для каждой подгруппы). С детьми подготовительной к школе группы – по программе «Цветик-семицветик: Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой. Всего проведено 30 занятий (по 15 для каждой подгруппы)

На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами. Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка. Динамика развития высших психических функций была позитивной.

4. Профилактическая работа:

В адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста  проводились занятия по программе И.В. Лапиной «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Проведено 6 занятий. В период адаптации вместе с воспитателями педагог-психолог присутствовала при приеме детей, помогая к каждому ребенку найти индивидуальный подход, облегчить процесс адаптации.

В рамках «Недели добра» с детьми прошли мероприятия:

​ Занятие в старших группах  «Дружба – это волшебство»

​ Занятия в подготовительных группах  «Как хорошо иметь друзей»

​ Психологическая акция «Письмо любимой мамочке»

5. Просветительская работа.

В ноябре 2017 г. был реализован проект «Неделя добра» на тему «ДРУЖБА – ЭТО СЧАСТЬЕ».

Мероприятия

Цели

Оформление стендов на тему «Счастье», «Дружба»

Формирование общего настроения оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну»

Занятие в старших группах  «Дружба – это волшебство»

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.

Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Выставка детско-родительских рисунков на тему «Вот оно счастье», «Дружба»

Организовать совместную творческую деятельность родителей и детей, укрепление детско-родительских отношений

Психологическая акция «Погода в нашей группе»:

«Дерево настроения»

Научить дошкольников и их родителей понимать свое эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников, родителей для создания эмоционально-комфортной обстановки

Психологическая игра «Комплименты в коробочке»

«Психогеометрический тест»

Полянка настроения

Мини- сочинение «Счастье для меня – это…»

Психологическая диагностика личностных особенностей, эмоционального состояния. Способствовать проявлению дружеского отношения, сплочение педагогического коллектива

Консультация «Психологическое развитие ребенка 5-6 лет. Развивающие психологические игры»

Повысить компетентность родителей. Познакомить с развивающими играми в старшей дошкольном возрасте

Анкета «Какой вы родитель?»

Выявить характер взаимоотношений родителей и детей в семье

Психологическая акция «Солнышко пожеланий детскому саду»

«Ромашка пожеланий»

Способствовать выражению родителями своего мнения, впечатлений о работе детского сада

Занятия в подготовительных группах  «Как хорошо иметь друзей»

Формировать сплоченность детского коллектива, способствовать улучшению взаимоотношения детей. Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

Тренинг для педагогов «Я умею быть счастливым человеком»

Помочь найти каждому педагогу свои источники счастья и энергии в работе. Превратить свою деятельность в источник счастья

Памятки  для родителей «Счастье в семье. Как его сохранить»

Познакомить с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей и родителей в семье.

Тематическая беседа с детьми «Что такое счастье? Что такое дружба»

Закреплять знание правил доброжелательного поведения. Помочь воспитанникам осмыслить истинное значение понятия «Счастье»

Оформление стенгазет по результатам беседы с детьми «Что такое счастье», «Что такое дружба»

Получение обратной связи от родителей

Психологическая акция «Письмо любимой мамочке»

Укрепить детско – родительские отношения.
Формировать ценностное отношение к близким людям.
Получить позитивную обратную связь от своих родителей.

Выставка сочинений педагогов «Счастье для меня – это…»

Помочь каждому педагогу осмыслить истинное значение понятия «Счастье» именно для него

ПЕДАГОГИ

В рамках «Недели добра», проводимой в ноябре 2017 г. с педагогами и сотрудниками ДОУ были проведены мероприятия:

​ Психологическая игра с педагогами и сотрудниками ДОУ «Моя индивидуальность».

​ Тренинг для педагогов «Я умею быть счастливой».

​ Выставка сочинений педагогов «Счастье для меня – это..»

В мае 2018 г. выступление на педсовете по теме «Психологическая готовность  детей  к обучению в школе».

Для воспитателей были подготовлены письменные рекомендации и буклеты: «Агрессивность», «Тревожность», «Гиперактивность».

Для воспитателей всех возрастных групп сделана подборка развивающих игр  и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития, детьми с эмоционально-волевыми и поведенческими проблемами.

РОДИТЕЛИ

В рамках «Недели добра» проведены мероприятия для родителей:

​ Психологическая акция «Солнышко пожеланий детскому саду» (дети и родители)

​ Дерево настроения (для детей и родителей)

​ Консультация  для родителей старших групп «Психическое развитие детей 5-6 лет. Развивающие игры»

​  Выставка детско-родительских работ «Дружба- это счастье»

Для родителей вновь поступающих детей была подготовлена папка на тему: «Особенности адаптации ребенка к ДОУ. Как помочь ребенку в этот период».

На собрании было проведено анкетирование «Психолого-педагогическая готовность ребенка к поступлению в ДОУ», позволяющая сделать прогноз адаптации ребенка.

Результаты диагностики:

Готовы – 30 детей (71%)

Условно готовы – 12 детей (29%)

В «Уголоке психолога», велась работа из которого родители могли получить дополнительную информацию о психическом развитии, воспитании и возрастных особенностях своего ребенка. Были освещены следующие темы:

​ Готов ли ваш ребенок к школе?

​ Счастье в семье, как его сохранить?

​ Учимся дружить.

​ Способствуют ли мультфильмы развитию ребенка?

​ Поощрение и наказание.

​ Роль родителей в развитии ребенка.

​ Как подготовить малыша к приходу в детский сад.

​ Как помочь застенчивому ребенку.

​ Мелкая моторика. Зачем ее развивать?

6. Экспертная работа:

1. Наблюдения за детьми во время прогулки, игровой и учебной деятельности с целью выявления причин нарушения эмоционально-личностного развития, профилактики дезадаптации.

2. Просмотр, оценка организации, наблюдение за эмоциональными и поведенческими реакциями детей разных возрастных групп на утренниках, мероприятиях ДОУ.

3. Просмотр и оценка открытых занятий воспитателей.

7. Организационно - методическая работа:

В период с сентября 2017 года по май 2018 года была проведена следующая работа:

1. Посещение  семинаров для психологов.

2. Участие в педсоветах.

3. Для родителей подготовлены письменные рекомендации с применением коррекционных игр по интеллектуальным и поведенческим проблемам детей.

4. Обработка результатов диагностических исследований, написание заключений по результатам.

5. Заполнение карт готовности к обучению в школе.

6. Составление тематического планирования работы в помощь логопеду для детей с ОНР  совместно с специалистами ДОУ.

7. Заполнение ПМПК документов на детей логопедической группы.

8. Составление индивидуальных программ.

9.Составление рабочей программы педагога-психолога.

10. Составление картотеки игр.

11. Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ

12. Подготовка к реализации проекта «Неделя добра».

13. Обновление диагностического материала.

14. Подборка интерактивных игр по познавательному развитию.

9. Задачи на будущий учебный год:

1. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников.

Педагог психолог                                          Башкатова Н.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой аналитический отчет инструктора по физической культуре за 2017-2018 учебный год.

Годовой аналитический отчетинструктора по физической культуреза 2017-2018 учебный год....

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2017–2018 учебный год (старшая группа).

Аналитический отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год...

Отчет о результатах самообследования деятельности дошкольного отделения за 2017 – 2018 учебный год

Вашему вниманию предлагается Отчет о результатах  самообследования деятельности    дошкольное отделение  за 2017 – 2018 учебный год...

Мой аналитический отчёт в старшей "А" группе, за 2017-2018 учебный год.

В группе проводились различные беседы с детьми, сюжетно - ролевые игры по ПДД и ППБ. Мероприятия, которые я провела с детьми, доставили детям удовольствие...

Годовой отчет по непосредственно образовательной деятельности область «Музыка» за 2017 -2018 учебный год

Годовой отчет музыкального руководителя: Старцевой Марины Андреевны о проделанной работе за 2017 - 2018 учебный год.  В 2017-2018 учебном году я регулярно проводила НОД по музыкальному воспи...

Годовой отчет по непосредственно образовательной деятельности область «Музыка» за 2017 -2018 учебный год

Годовой отчет музыкального руководителя: Старцевой Марины Андреевны о проделанной работе за 2017 - 2018 учебный год.  В 2017-2018 учебном году я регулярно проводила НОД по музыкальному воспи...

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"...