Примерное перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста
консультация на тему

Чорнопищук Наталья Викторовна

Примерное перспективное планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование

развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста

Общие задачи на год

1 полугодие: формирование у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, используя втягивание одного-двух детей в игру с педагогом, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипные действия.

2 полугодие: формирование у детей умения выстраивать в совместной со взрослым игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами заместителями и воображаемыми предметами.

Организация игры

Совместная игра с 1-2 детьми (или 1-2 парами детей), совместная игра с небольшой подгруппой детей на протяжении 7-10 минут. Педагог по своему усмотрению распределяет эту нагрузку на весь день, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.

 

Дата

Задачи

Методы работы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Развивать ориентировочную деятельность

Перенос предмета в другое место, в разные условия;

соединение разных предметов (кубик на кубик, карандаш в отверстие катушки, платочек на катушку ниток);

комбинирование действий и использование в новой, неспецифической функции, игровое применение (спрятать шар в кулачок «ку-ку», в карман «зайчик спрятался»)

накопление игрового опыта: игровая форма общения взрослого с детьми «…Кубик, кубик, а ты куда спрятался? Ну-ка, Таня, догони его!», «Зубки, кусайте скорее хлеб!»

Формировать у детей игрового опыта по книжным сюжетам

Проигрывание с детьми сюжета сказки.

1 занятие – подкрепление рассказа педагога показом действий персонажей и показ иллюстраций;

2 занятие – сопровождение рассказа действиями воспитателя и детей (без картинок);

3 занятие – рассказ воспитателя, детей побуждают показать действия персонажей;

4 занятие – действия не предусматриваются, но дети иногда сокращенно показывают действия персонажей, т.к. это стало способом слушания.

Формировать простейшие взаимодействия между детьми.

Стимулируются подражательные действия детей. Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамейки и предлагает: «Давай поиграем! Будем мячик катать». Взрослый прокатывает мяч по скамейке к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты кати мяч».

Формировать простейшее парное взаимодействие детей с общим предметом

Воспитатель при помощи другого взрослого демонстрирует совместную игру (прокатывание мяча, совместная постройка башен, сбор пирамидок). Активных детей педагог вовлекает в игру, организуя игровую подгруппу из 2-3 детей, стимулируя дополнение действий игровых партнеров («Давай построим башню! Я положила первый кубик, Петя, а теперь ты клади свой кубик сверху. Теперь – Оля, потом опять Петя. Получилась высокая башня! Давайте снова строить!»

Декабрь, январь, февраль

Формировать у детей условные действия с сюжетными игрушками

1. Развертывание игры на виду у детей с использованием игрушки-партнера, одушевляемой педагогом. Игровые предметы, используемые воспитателем должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее. Условность ситуации подчеркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, моют водой, которая не течет. При этом сам предмет, которым оперирует ребенок, пока еще должен быть похож на реальный. Игра может продолжаться с вовлечением ребенка.

2. Внесение  второй игрушки (тарелка, ложка, кровать) для развертывания цепочки из 2-3 действий.

3. Игра с двумя связанными смысловыми ситуациями («варка» каши и «кормление» куклы). Это позволяет решить задачу по формированию умений дополнять действия взрослого, а затем сверстника. Взрослый «выясняет» потребности игрушки и предлагает выполнить действия ребенку.

Стимулировать детей к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого и сверстника

Педагог использует сюжеты с двумя взаимосвязанными ситуациями, чтобы его действия дети не только повторяли, но и дополняли, продолжали по смыслу действия взрослого: «Маша! Свари мишке кашу – он есть хочет!» Ребенок «варит кашу», а воспитатель тем временем накрывает на стол. Обращается к мишке: «Маша принесет нам кашу. Будешь есть, а потом спать». «Кормит» мишку. Затем обращается к Паше: «Паша, мишка наш поел, теперь ему пора спать. Уложишь его в кровать?»

Сформировать умение моделировать действия взрослого, выполнять их в сокращенном, схематизированном виде и на разных игрушках.

Перенос игровой ситуации, включение в нее разных персонажей. Кормить и укладывать спать не только кукол, но и другие игрушки. К медведю обращаться с теми же словами, что и к кукле. Руководство игровой деятельностью на данном этапе должно осуществляться как путем прямого обучения с четкой словесной установкой взрослого и совместным выполнением действий, так и путем использования косвенных приемов руководства (подготовка игрового материала). Для этого нужно посадить несколько игрушечных персонажей за столы, поставить перед ними тарелки, положить ложки или подготовить пару игрушечных кроваток и стульчиков.

При этом нужно предоставить возможность нескольким детям одновременно развертывать в самостоятельной деятельности привлекающие их сюжетны игры.

Март, апрель, май

Формирование игрового действия с предметом – заместителем.

 

Взрослый, предварительно убрав предмет, предлагает действие, заменяя   предмет заместителем. Потом предлагает ребенку подменить его ребенку (продолжить действие). Обязательно должно быть словесное обозначение условного предмета, как взрослым, так и ребенком. Для того чтобы избежать стереотипных действий ребенка с предметом-заместителем, нужно использовать один и тот же предмет в разных игровых действиях. В то же время в игре детей должны присутствовать сюжетные игрушки, реальные предметы. Необходимо, чтобы ребенок  был включен в игровую ситуацию, захотел ее продолжать, даже если не обнаружит необходимых предметов. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.

По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает на голову кольцо — это «шляпа», придерживает его на боку — «карманчик», повесит на руку — «сумочка», тянет колечко по столу — «машина» и др.

Стимулировать словесное обозначение игровых действий

Словесные неоднократные комментарии взрослого делают понятным для ребенка условное действие. Взрослый побуждает ребенка самостоятельно называть производимые действия: «Чем ты свою куклу кормишь? Это у тебя хлеб?»

Осуществлять игровое действие с воображаемым предметом

Когда ребенок освоил действия «понарошку», наряду с предметом-заместителем в игру включается и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко). После усвоения действий необходимо провести усиление воображаемого действия за счет детализации. Нужно, также, сопровождать речью действия, производимые с воображаемым предметом.

Способствовать направлению детьми игровых действий не только на кукол, но и на себя

В такой игре можно обойтись без игрушек-персонажей. Например: воспитатель ставит несколько стульчиков, говорит, что это автобус и предлагает желающим поехать с ним в лес. Педагог придумывает несколько игровых ситуаций, стимулирующих развертывание условных действий с заместителями и воображаемыми предметами.

Развивать элементарное взаимодействие детей в рамках общего сюжета

Участвуя в игре, воспитатель развертывает сюжет таким образом, чтобы действия ребенка адресовалось сверстнику: развертывая «кормление» кукол, просит ребенка помочь, поделиться, передать что-либо другому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное недельное планирование учебно-воспитательной работы во второй группе раннего возраста.

Примерное недельное  планирование учебно-воспитательной работы во второй группе раннего возраста по ФГОС...

Статья "Технология сюжетно-ролевых игр во второй группе раннего возраста"

Дошкольное детство - большой о резок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская"

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры  "Парикмахерская" для второй младшей группы...

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры "Магазин"

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры "Магазин" во второй младшей группе...

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте...

Примерное перспективное планирование проведения сюжетно-ролевых игр на тему: «Семья» во второй младшей группе.

Примерное перспективное планирование проведения сюжетно-ролевых игр на тему: «Семья» во второй младшей группе....