ФГОС для детей, влияющий на реконструкцию педагогической системы.
статья по теме

Верясова Каролина Александровна

Статья об образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_obrazovanii.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

 « Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру »

 1. Цель, задачи и основные принципы ФГОС, влияющие на реконструкцию педагогической системы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями.

  • слуха; 
  • зрения; 
  • речи; 
  • опорно-двигательного аппарата; 
  • задержкой психического развития; 
  • интеллекта; 
  • расстройствами аутистического спектра; 
  • множественными нарушениями развития.

 

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья очень велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы.

От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом столь выраженный диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

В настоящее время  тема инклюзии в России  является актуальной. Каждый ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; и полноценно использовать возможности своего развития. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные цели:

  1. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Обеспечение всем обучающимся с ограниченными возможностями равного доступа к получению качественного общего образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  3. Обеспечение вариативности образовательных Программ (по уровню сложности, объему содержания и направленности) и разнообразия организационных форм их реализации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и мнения их родителей.
  4. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ (п. 1.8)

1. формирование  общей  культуры,  обеспечивающей  разностороннее  развитие      их  личности  (нравственно-эстетическое, социально-личностное, физическое, интеллектуальное);

2. охрана  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  детей, в том  числе их социального и эмоционального благополучия;

3. формирование  основ  гражданской  идентичности  и  мировоззрения  обучающихся  в  соответствии  с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

4. формирование основ учебной деятельности;

5 . создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

 6. обеспечение  вариативности  и  разнообразия  содержания  АООП  НОО  и  организационных  форм  получения  образования  обучающимися  с  учетом  их  образовательных  потребностей,  способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

7. формирование  социокультурной  и  образовательной  среды  с  учетом  общих  и  особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Стандарт утверждает основные принципы:

  1. полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
  2. признания  обучения  и  воспитания  как  единого  процесса  организации  познавательной, речевой и предметно-практической деятельности  обучающихся  с  ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием  образования  (системой  знаний,  опытом  разнообразной  деятельности  и эмоционально-личностного отношения  к  окружающему социальному и  природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
  3. создания благоприятной социальной ситуации развития и образования каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями, в том числе, и создание специальных условий для получения образования;
  4. разнообразия организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  5. взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющих таких ограничений;
  6. инициативы детей в различных видах деятельности;
  7. взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых;
  8. сотрудничества с семьёй;
  9. приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  10.  возрастной адекватности образования (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

Федеральный Государственный образовательный стандарт - это обновлённая программа принципов воспитания и обучения, позволяющему ребёнку быть мотивированным на жизненный успех, на ценности развития личности, что повышает качество его образования.

   Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка - это признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования.  Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей.

Я считаю, что данный образовательного стандарт, в Российской системе образования, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. Стандарт способствует установке новых форм организации занятий, что дает возможность ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.

В основе ФГОС лежит принцип договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников....

Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".

В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...

Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"

В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....

«Валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи вос...

Презентация «Всестороннее развитие детей раннего возраста посредством педагогической системы Монтессори»

Мы должны создать условия для детей в раннем возрасте. В это время у ребёнка "впитывающий разум", т.е. в этот период детское сознание впитывает всё, что его окружает. Нам нужно только приспо...