Интонационная теория музыки в практике музыкального воспитания детей (Консультация для воспитателей)
консультация на тему

Лутфуллина Наиля Афауллаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыку называют искусством духовно-нравственных состояний. Так, В.В. Медушевский, музыковед, педагог, исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыке, подчёркивал, что в музыкальной интонации «спрятан» живой человек было характерно для различных исторических эпох, но только  Б.В.Асафьеву  в 20-30годы прошлого века удалось подойти к решению этого вопрос.

Интонационная теория Асафьева – ярчайший образец, как бы мы теперь сказали,

практико-ориентированной науки. Восприятие музыки – это поиск смысла звучащих интонаций, т.е. мыслительный процесс. А сущность музыкального мышления Асафьев определяет как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на 7-м году жизни ребёнка, но происходит очень своеобразно. Когда мелодические интонации становятся доступными детям, запоминаются и воспроизводятся ими, то процесс музыкального восприятия меняется. Восприятие интонаций определяет восприятие музыкального образа во всём многообразии средств музыкальной выразительности, а также его интерпретацию.

     Интонация – это символ, который закрепился в общественном сознании: интонация плача, причитания (нисходящий, повторяющий оборот),романсовая интонация (широкий а активный мотив – кварта) и т.д. Музыкальная эстетика рассматривает символ как художественный образ.

    Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения.

    Как указывает Е.В. Назайкинский, у каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов – своеобразный словарь – тезаурус, т.е. набор закрепившихся в памяти разнообразных связей отношений, которые могут ожить  под воздействием художественного произведения.

    Музыкальное восприятие – это активный творческий процесс. В музыкальных интонациях передаётся эмоциональное содержание музыки.

   Б.В. Асафьев объясняет это явление так: « В сознание слушателей… не размещены целиком музыкальные произведения… а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальный представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты музыки, но который в сущности составляет устный музыкально-интонационный словарь»

Интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя…) «запас» выразительных для него «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда на «слуху лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам».

     Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребёнка эталона красоты.

     Сегодня принцип художественности и естественности нарушается. Мы можем слушать мелодии детских песен, лишенных выразительных интонаций, безликие интонационные обороты, что резко отрицательно сказывается не только  на музыкальных интересах

детей, но и на музыкальности в целом. Падает уровень музыкального мышления, музыкальной памяти.

      Следующий аспект проблемы интонационного окружения детей – как звучит музыка. Известно, что жизнь музыкального произведения – это триада: композитор создаёт музыкальное произведение, исполнитель даёт ему жизнь через интерпретацию, а слушатель воспринимает художественный образ в звуках. При отсутствии любого из звеньев жизнь музыкального произведения нарушается. Ребёнок-слушатель – категория особенная. Кроме того мы сталкиваемся с современной классикой, что чаще всего сводится к аранжировке на синтезаторе. Но синтезатор, даже самый лучший не дает такого интонирования музыки, как рояль. Доказано, что живой звук обладает особой силой воздействия, причем воздействия не только эмоционального, но и акустического. Происходит биорезонансная сочетаемость отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и даже систем организма.

     Музыкальное восприятие – это прежде всего постижение музыкальной интонации, сопереживание чувствам и эмоциям, который композитор вложил в музыкальную ткань. Оно (восприятие) состоится, если слух «настроен» на интонации музыкального произведения. Именно поэтому академическая музыка в 60-70 е годы была более востребована слушателем, че сегодня, когда существует разрыв между музыкой серьёзной и развлекательной.

Дети находясь в попсовой интонационной среде, которая преобладает вне стен образовательных учреждений, не проявляют достаточного интереса к произведениям, например, С.Слонимского,  С.Губайдуллиной (имеются в виду х произведения, созданные  специально для детской аудитории). Их интересы скорее всего сосредоточены на «барбиобразной» эстраде (термин очень точный, введён Ю.Г.Дмитрюновой). Дети высказываются об исполнителях (Максим, Стас Михайлов, Стоцкая…), переносят их песни в свою продуктивную деятельность. На интонационный опыт детей оказывает влияние вкусовые пристрастия семьи – братьев, сестёр, родителей

- и, конечно средств массовой информации. Надо помнить, что только академическая музыка даёт представление о содержательной составляющей нашей жизни, нравственно-эстетическом опыте человечества.

    Результаты развития дошкольников в живом интонационном пространстве мы видим следующее:

  • приобретение интонационного опыта обращения с художественными музыкальными произведениями;
  • ценностное отношение к музыкальному искусству;
  • нравственно-эстетическое становление личности ребёнка-дошкольника.

  В настоящее время запускается проект «Классическую музыку – в детские сады». Хочется верить, что его исполнение не будет формальным и поможет в формировании музыкальной  культуры дошкольника.

ИНТОНАЦИОННАЯ  ТЕОРИЯ

                      МУЗЫКИ В ПРАКТИКЕ

               МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

Консультация для воспитателей

Сабинский район

                                                                                                            Шемордан

                                                                                                            МБДОУ №  3

Лутфуллина Н.А.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальное развитие детей" консультация для воспитателей

Музыкальное развитие в повседневной деятельности детского сада....

Художественная литература используемая в работе по экологическому воспитанию детей.Консультация для воспитателей

Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической к...

Развитие чувства ритма на основе изучения традиций народной музыки в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Данный материал расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. В основе данного материала лежит развитие чувства ритма....

"Роль музыкально - дидактических игр в музыкальном развитии детей" . Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Роль музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей"...

«Роль сюрпризов в музыкально - эстетическом воспитании детей». Консультация для воспитателей

Дети очень любят праздники, они ждут с нетерпением каждый праздник, а вместе с приходом праздника ждут необыкновенного чуда....