«НАША СКАЗКА»
проект на тему

Марковская Наталья Иннокентьевна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАША СКАЗКА»123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Музыка, взятая сама по себе,

может только выражать

 эмоциональное содержание,

но вместе с другими

 внемузыкальными средствами

 познания познавательное

значение музыки развивается

 до широчайших пределов»

Б.М. Теплов.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАША СКАЗКА»

Все мы знаем, что наша музыкальная среда очень противоречива, а ведь ребенок  в ней растет, развивается, в ней формируются его вкусы и эстетические ценности. Он не может самостоятельно разобраться в ней: он просто не знает, что принимать на веру, а чему противостоять.  В сущности, он беззащитен в этой ситуации, поэтому от нас, от музыкальных руководителей зависит, что ребенок получит в раннем детстве как базу.

   Мир детства рядом с нами.  Он внутри взрослого мира.  И нам надо помочь ребенку понять этот мир, передать ему знания и умения, которые доступны его возрасту, и,  по возможности,  дать почувствовать собственную  индивидуальность.

   Через что мы должны развивать творческие способности и гармоничность личности? Конечно же, через организацию  восприятия музыки, умение ее слушать, «впитывать», а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

    Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. Многие дети не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают и в дошкольном учреждении и дома. С этим связаны различные отклонения в их поведении. Проблема здоровьесбережения в настоящее время становится актуальной уже с самого раннего возраста.

   Мы должны учить детей жить в реальном мире, строить свои отношения.  Это требует включения   личностной творческой активности  (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи и т.д.), т.е. умения держать себя в обществе.

И все эти стороны жизни ребенка должны обеспечиваться здоровьесберегающим подходом в работе взрослых.

     Проект – завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей.

      Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построения ценностных основ и стратегий проектирования, определения целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

      В проектировании сочетаются элементы творческого отражения и конструирования действительности с алгоритмом этапов – шагов проектирования.

      Проектная деятельность в отношении детей дошкольного возраста,  как правило,  связана с деятельностью взрослого, хотя она может существовать и в 2 аспектах. Как деятельность взрослого по отношению к воспитательно-образовательному  процессу в работе с детьми, так и проектная деятельность самого ребенка.

        Проектная деятельность детей - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка.

       

   Музыка (в особенности пение) и театр это такое синтетическое сочетание, которое воздействует на сознание ребенка целым комплексом художественных средств и  где с наибольшей силой проявляются здоровьесберегающие возможности музыкальных занятий.

      Пение представляет собой психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Соблюдение  правил охранительного режима голоса  повышают тренированность голосового аппарата, улучшают его координационную деятельность и качество голоса, причем не через специальный тренаж, а через естественное «проживание», «погружение», подражание качественному звукоизвлечению, которое должен дать как образец музыкальный руководитель.

   Специфика театрального спектакля хорошо сочетается с потребностями ребенка в игре, а игра это часть жизни детей любого возраста.

    Через художественные образы  она позволяет ему творить, проживать не то что он видит вокруг себя, а строить свою позитивную модель жизни.

      Психо-эмоциональное здоровье предполагает внутренний комфорт. Ребенок должен чувствовать себя счастливым в тот момент, когда и ему и другим людям его окружающим комфортно. Когда он не противостоит другим, а включается в общий процесс, в общее состояние творчества. Оно-то и формирует целостность спектакля.

      В игре, в том числе театральной, следуя требованиям роли, ребенок приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнеров, именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.

  Принцип креативности позволяет провоцировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых ребенок становится артистом, музыкантом, певцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.  

     Основной целью проектного метода для детей дошкольного возраста является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами поэтапной организации исследовательской деятельности детей для обеспечения этого развития.

      Данный проект с педагогической точки зрения является интегрированным дидактическим средством направленным на  создание условий, в которых может осуществляться развитие, обучение и воспитание каждого ребенка (детей).  Он связан с осознанием места художественного процесса театр-музыка, его возможности и роли в формировании различных  педагогических задач и отслеживании результата всеми участниками процесса воспитания в ДОУ (заведующая, методист, воспитатели, логопед и муз. руководитель).

      Особенностями проекта данного типа является заложенная в нем комплексность в  развития творческой личности, потому что развитие таких важных характеристик личности как творческое воображение, творческое мышление, познавательные  способности  позволяют ребенку именно в образном плане  представить идею произведения.   Вместе со взрослым рассмотреть  различные варианты ее воплощения и найти лучший из них.  Затем воплотить образы в жизнь.  Эти этапы обеспечивают и образное проживание,  и  процесс становления детского интеллекта. Кроме того именно во взаимодействии со своими сверстниками ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий.  

   Новизна подхода в том, что:

А)  Педагог учит ребенка  сознательным шагам, помогает ему выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный срок времени.        

 Б)  В  нем органично объединились два проекта детский и педагогический.

   Сотворчество педагога и ребенка  в итоге способствуют формированию   индивидуальных  способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей всех детей, хотя и в разной степени в зависимости от возраста, этапов индивидуального развития, индивидуальных различий и интересов.

    В рамках проекта взрослого, не осознавая педагогических целей, ребенок,  тем не менее проектирует и создает что-то свое, и последовательно  проходит  все необходимые этапы проекта:

- Проблематизация;

- Проектирование (планирование);

- Поиск информации;

- Продукт;

- Презентация (представление проекта).

    Почему именно сказка позволяет ребенку и взрослому создавать проекты и продвигаться по усвоению проектного мышления?

     Потому что сказка – жизнь, о которой ребенок узнает в интересной художественно захватывающей форме.    Наиболее востребованной в театральной деятельности является сказка. Сколько загадок таит в себе сказка! Она должна охватывать массу событий, она должна быть вместе с тем событийной: печаль в ней сменяется радостью, страх и отчаяние – надеждой и торжеством добра. Таков непременный закон этого жанра.    

  С одной стороны процесс постановки музыкального спектакля требует от ребенка разносторонних способностей.  С другой стороны предоставляет ему неограниченные возможности для его художественно-эстетического, интеллектуального, нравственного развития, приобретения житейского опыта.

   Таким образом, задача  театрализованной деятельности – создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества – ведь именно в дошкольном детстве закладываются и формируются основы телесного и духовного здоровья детей

    Технология базируется на игровых методах и  сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее социальное и эстетическое развитие детей.

   В этих условиях используется совокупность знаний умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности.

Подобная форма организации детей:

- подчеркивает общность участников процесса;

- дает возможность сравнить свои действия с действиями других детей, проверить собственные силы;

- провоцирует активное общение между собой;

- дает возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления;

- отводит педагогу роль организатора проблемных познавательных ситуаций для познания детьми окружающего мира;

- способствует личностно-ориентированному взаимодействию с детьми;

- позволяет сохранить детям чувство комфортности;

- способствует возникновению у детей познавательного интереса;

- переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

   

     Цель исследования – поиск  новых путей развития музыкальных и игтегративных возможностей детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования – педагогические условия для развития специфических умений, знаний и навыков через погружение детей в художественную деятельность в творческой фазе.

    Объект исследования – совместная проектная деятельность педагога и детей.

    Субъектом деятельности являются дети средней (4-5лет) группы детского сада.

    Гипотеза: если целенаправленно использовать метод проекта в художественной деятельности детей с опорой на сказку, то каждый ребенок в процессе коллективной деятельности сможет получить: опыт наблюдения за различными сторонами жизни людей (через персонажи), опыт нравственных оценок – добра и зла в поступках персонажей, а также будет проходить этапы развития, соответствующие росту, с одновременным обучением и воспитанием.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

Для педагога:

  Научить ребенка проектному подходу к своей деятельности.

  Разработать и апробировать поэтапную педагогическую технологию развития через проектный метод, выявив ее развивающий эффект.

  Используя театральную постановку,  сформировать и закрепить осознанные представления о необходимости заботиться,  о себе, о своем здоровье, о здоровье окружающих;

  Развивать детей с учетом индивидуальных психических особенностей, проявления одаренности.

  Формировать проектно-исследовательские умения и навыки

  Развивать и сохранять эмоциональный мир ребенка во имя его будущего.

  Изучать потребности и желания детей в выборе темы (сказки) для театральной постановки;

Для детей:

   - Формировать личную уверенность  каждого участника проектной деятельности, готовность включаться в процесс театрализации для  самореализации и рефлексии (успешности и результативности решения проблемы);

   - Учить осознанию  значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов при выполнении творческих заданий;

    - В процессе деятельности ребенок должен овладеть различными способами решения поставленных задач, научиться находить различные  средства достижения цели.

     Работа над проектом распределяется по этапам проекта следующим образом:  (Приложение №1)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАША СКАЗКА»

Цель: Через проектный продукт – сказку, дать установку на здоровье, здоровый образ жизни.

     В данном разделе хотелось бы показать,  не только как формировался проект, но и как шла его реализация.

Проект был рассчитан на 3  месяца.

Определились основные этапы исследования:

Сентябрь.

 Уточнялся  начальный уровень  музыкального развития детей.

 Модулировались  ситуации,  для того чтобы у детей возникло желание сочинить и «поиграть» в новую сказку.

 Была сформулирована  проблема,  отвечающая потребностям детей и педагога.

 Совместно  детьми и педагогом определилась  цель проекта.

      Для того чтобы увлечь воспитанников перспективой интересного и полезного дела использовала такой прием как постановка заранее  подготовленных проблемных вопросов:

- какие сказки вы любите и знаете?

- кто герои той или иной знакомой вам сказки?

- хотели бы вы участвовать в постановке  сказки?

- хотели бы вы сами попробовать сочинить сказку?

    Поначалу было довольно сложно включить ребят в активную работу. Когда я задала вопрос: «Ребята, какие сказки вы знаете, любите и помните?», только  Таня и Илья и Алиса назвали «Курочку Рябу», «Машу и Медведя», «Колобок». Когда  с помощью наводящих вопросов стали вспоминать содержание этих сказок, включились и остальные дети. Следующая  наша встреча проходила уже более активно. Дети вспомнили другие сказки и уже самостоятельно пересказали  их содержание. Вот тогда я и предложила сочинить всем вместе новую, НАШУ сказку. Вместе мы решили, что сказка будет про семью зайчат, что они будут жить в лесу, и что в этом же лесу будут жить другие звери: медведи, ежи, белки, лиса и волк. А Максим вспомнил мудрую сову из мультуроков тетушки Совы. И этот персонаж тоже вошел в нашу сказку.  

  Затем я  предложила ввести еще одного сказочного героя - будто в семье зайцев появился зайчонок-малыш.  И что мама зайчиха и папа заяц заботились о том,  чтобы малыш вырос здоровым и счастливым.

   Когда мы заговорили о здоровье,  дети перечислили, что у зайчонка должны быть здоровые ушки, лапки, животик, глазки и т.д. На вопрос кто же будет учить зайчонка быть здоровым,  все закричали: «Я!».  Так  произошло распределение ролей.

  После того как роли были распределены использовала прием для развития темы «здоровья» - выдвижение проблемы от лица сказочных персонажей, например:

- что вы знаете о своем здоровье?

- как или что надо  сделать для того чтобы все вокруг были здоровы?

- как помочь маленькому зайчонку узнать,  что такое здоровье?

- чем ему в этом вопросе помогут лесные жители?

   На этапе обсуждения любой проблемы требуется умение выдвигать  предположения. Дети, как правило, это делать не умеют.  Умение выдвигать гипотезы (предположения) тесно связано с умением ставить вопросы и искать на них ответы для принятия проблемной задачи.

      Как только у детей возникает стремление разрешить проблему, можно утверждать, что проблема может стать основой  проекта.

   Главное в проекте чтобы дети научились понимать, думать, принимать цель, ставить свою собственную цель.

   На этом этапе главным было научить проблематизации и принятию задачи.

2 ЭТАП -  сентябрь – октябрь.

1. Планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера.

2. Определение средств реализации проекта.

    При составлении совместно с детьми плана работы над проектом  большую помощь  оказывал прием моделирования:

Что мы знаем, умеем, имеем

Что хотим узнать, чему научиться, что будем делать

Как мы выполним (способы, методы, приемы)

   Этот этап мы использовали для того, чтобы дети научились задавать вопросы и искать на них ответы.

Перед тем как начать работу над проектом с детьми я побеседовала с их родителями

Я рассказала им о проекте, о его значении и о том какую помощь я и дети ждем от них. Они с большим энтузиазмом включились в наш процесс.

   Ответы  на все поставленные вопросы   помогли  детям наметить свой план: что они будут делать сначала, что потом, т.е.  они определили целый маршрут движения к намеченной цели.

Наш план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (воспитатель, педагог, родители и т.д.)

 - какие предметы использовать

- в каких источниках можно найти информацию.

  Поиск ресурсов оказался неожиданным. Дети стали выстраивать цепочку задач на материале осеннего  утренника. Вспомнили про полюбившуюся им игру «Ежик», пляску зайчат и веселую песенку лесных жителей. ПРИЛОЖЕНИЕ. Этот материал, предложенный ими вошел в нашу сказку.

  От занятия к занятию расширялся образный ряд, дети  быстрее включались в данную ситуацию, сами  распределились в амплуа.

Для меня были важны такие задачи,  как

-  способствовать объединению детей  в рабочие группы, где они могли бы учиться взаимодействовать в своем амплуа;

- способствовать возникновению у детей познавательного интереса. (Дети   находят средства выразительности для решений этих амплуа);

- развивать способность детей входить в образ персонажей сказки и решать  по-своему поставленные проблемы;

- развивать   память и  познавательные способности;

- формировать  общую  картину окружающего мира, когда в сказке объединены все виды информации,  которые они получили  из разных источников.

    Согласно плану действий дети совместно с воспитателями группы, родителями и самостоятельно   осуществляли работу по сбору информации через разные виды деятельности: рассматривание картинок, иллюстраций, разговоры  дома, просмотр телепередач, мультфильмов,  и т. д.   Родители расспрашивали детей о наших занятиях, читали с ними литературу о животных нашего леса, сделали рисунки персонажей сказки.

  Воспитатели читали и рассказывали детям о повадках зверей, о том чем они питаются, где живут и т.д.

Шло  построение собственной познавательной деятельности:

Развитие наблюдения

Анализ явлений

Логика познания.

 Актуализация знаний

Развитие речи в ответах

Коммуникативные умения

 С каждой нашей встречей процесс  актуализации проходил все интенсивнее и интереснее.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – октябрь – ноябрь.

Этот этап стал самым насыщенным, интересным и творческим.

Главное на этом этапе – личностная реализация через амплуа. Акцент делался на музыкальное воплощение образа.

  Уровень развития голоса и вокально-хоровых навыков был у всех разный. Так же отличались их эмоциональная сфера  и характерологические особенности их поведения.

  Илья, Таня, Лиза и Максим сразу проявили заинтересованность и активность к процессу создания сказки. Эти ребята самые одаренные в музыкальном и эмоциональном плане из всех участников проекта.   Им понравилось сочинять мелодии песенок о себе, т.е о своем персонаже. Экспериментировать с голосом, интонацией, пластикой.

Вот мелодия которую напел медведь – Максим, а вот песенка Лисички – Тани:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если у всех артистов была в начале работы какая-то скованность и неуверенность перед незнакомыми требованиями и действиями, то эти ребята  справились с ней очень быстро. Они получали удовольствие от своих экспериментов.

(Экспериментирование – давайте споем так или так, а теперь вот так… Что получится,  если голос будет таким или таким. Какой герой может петь таким голосом? Как его герой будет двигаться. Так или по-другому?).

Юля, Алиса и Маша – были мене активны, более зажаты. Речь не четкая. Внимание короткое. Эмоции мало выражены. Довольно низкий уровень музыкального развития для их возраста.

Даша, Аня, Арина и Полина имели средний уровень по всем параметрам мониторинга.

Однажды Илья принес из дома написанное им с папой четверостишье про папу Зайца, то есть про себя:

Семья моя большая.

Всех нужно уберечь

От тех, кто нас сильнее,

И от опасных встреч!

И сразу все  ребята начали предлагать фразы про своего героя. Например,  из их набора предложенных слов  про белочек: запасы, семейство, прячут все в дупло, получилось такое четверостишье:

Мы делаем запасы

И в гнезда все несем.

Свое семейство кормим

И прячем на потом.

Им понравилось сочинять песенки про себя. Придумывали  диалоги персонажей, их движения, мимику.  

Шло взаимообучение, помощь друг другу, развитие прогнозических собственных способностей (если сделать так-то, то получится то-то).

   Формировались обобщенные способы умственной деятельности. То есть ребенок должен сегодня поработать пробно. Завтра он будет делать,  как запомнил, а чрез некоторое время он все что усвоит, использует в какой-либо другой деятельности.

   Ценность этого этапа состояла в том, что новый опыт давал  возможность детям сравнить свои действия с действиями других детей, поверить в собственные силы, получить удовольствие от собственных находок и художественной деятельности.

4 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – ноябрь.

ПРЕМЬЕРА СКАЗКИ.

Нашими зрителями были дети своей средней группы, их воспитатели,  и родители не только участвующих в проекте  детей, но и другие, заинтересовавшиеся  нашей работой, а также заведующая Д\с, педагог и логопеды.

Спектакль был тепло принят зрителями. Родители сделали детям костюмы, подарили подарки после премьеры и устроили чаепитие для всей группы.

Дети-артисты были довольны всеобщим вниманием, подарками и счастливы от своего успеха.

 Мы показали  родителям,  как творческая работа (сочинение сказки) влияет на развитие ребенка, что проектный метод,  как  технология дает,   какие навыки  и способности ребенка формирует.

   После премьеры  мы собрались, чтобы поговорить о том,  что было интересного в нашем спектакле, что понравилось каждому, что не понравилось. Обсудить справился ли каждый со своей ролью. Какова была реакция зрителей и родителей на успехи детей.

 В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно предложить такие вопросы:

- как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему? Расскажи по порядку.

- оцени свою работу. Что можешь сказать?

- кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным?

ВЫВОДЫ:

  1. Данная технология может не только развивать музыкальные и театральные способности ребенка, но дает возможность ему всесторонне развиваться, получать возможность раскрыть свой потенциал в различных детской деятельности и, может статься, определит приоритеты в дальнейшей жизни.
  2. В проектной деятельности моет быть заложен принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального и театрального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: миром  ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы и т.д.
  3. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети,  имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети усвоили важную истину, что необходимо беречь свое здоровье.

      Научились разными способами находить информацию об интересующих предметах и явлениях, используют полученные знания для создания новых объектов деятельности,          

      Научились радоваться своим успехам и успехам других.

      Начали осмысленно ориентироваться в сфере собственных  мотивов и переживаний, у них  постепенно возникло  чувство произвольности в управлении своим поведением, способность ориентироваться на позиции других, оценивать свои действия со стороны.

      Научились сравнивать свои действия с действиями других детей, поверили в собственные силы.

   В проектной деятельности моет быть заложен принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального и театрального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: миром  ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы и т.д.

ПЕРСПЕКТИВА:

Показать сказку всем детям нашего сада.

Показать  спектакль коллегам.

Сделать доклад на педсовете ДОУ,

Возможность сделать доклад на районном методическом объединении.

Дальше можно сделать проект на основе ранее известного материала или  взять знакомую сказку и сочинить продолжение.

Когда у детей есть опыт можно вести их на продвижение через проекты более сложные.

В ходе реализации проекта осуществлялась взаимосвязь образовательной деятельности с блоком совместной и самостоятельной деятельности.

Взаимодействие Д/сада с семьей в эстетическом развитии детей. Участие в проекте. В создании сказки повлияло на самооценку Юли, Алисы и Маши. Они стали более раскрепощенными, уверенными в себе и появился интерес к театрализованной деятельности. Конечно с ними надо продолжать работать над вокально – хоровыми навыками, над развитием эмоциональности. Но первые шаги уже сделаны. Спектакль дал возможность мне постепенно развивать и сохранять духовно-нравственное здоровье детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель).

(при постановке цели определяется и  продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений и навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

критерии

показатели

                                             уровень

Низкий №1

Средний №2

Высокий №3

Особенности голоса

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы

(ре1 – си1)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

Развитие звуковысотного слуха

Музыкально слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога.

Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения.

Невозможность воспризведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков.

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение мало знакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний.

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего движения мелодии.

Различение звуков по высоте

Не различает звуки по высоте.

Различение по высоте звуков в пределах октавы и септимы.

Различе6ние по высоте звуков в пределах сексты и квинты.

Вокально-хоровые навыки

Звуковедение

Пение отрывистое, крикливое

Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик.

Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно.

Дикция

Невнятное произношение, значительные речевые нарушения.

Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.

Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении

Дыхание

Дыхание берется непроизвольно.

Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами.

Умение брать дыхание между фразами.

Умение петь в ансамбле.

Неумение петь, слушая других.

Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступать, петь громче других).

Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами.

Выразительность исполнения.

Пение неэмоциональное.

Старается петь выразительно, но лице мало эмоций.

Поет выразительно. Передавая характер песни голосом и мимикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ДИГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средний   возраст

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях в характере героев, использует различные средства выразительности

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение. Требуется помощь в развитии выразительности.

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Речевая культура

Понимает главную идею литературного произведения.

Высказывает свое мнение о его сюжете.

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

Может дать подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных  героев с помощью наводящих вопросов.

Различает главных и второстепенных героев

Может пересказывать произведение от различных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

В пересказе с помощью педагога использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Пересказывает с помощью педагога произведение.

Музыкальное развитие

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы.

Передает в свободных пластических движениях образ персонажа в соответствии с  характером  музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

Свободно исполняет песню, танец в спектакле.

Исполняет песню с помощью педагога. В танце ориентируется на других детей.

Затрудняется петь сольно. Танцует только в коллективе.

Основы коллективной творческой деятельности

Проявляет согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет  согласованность действий с партнерами, но малоинициативен.

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Задачи театрализованной деятельности.

Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности

Подводить детей к созданию выразительного образа.

Расширять представления об окружающих их предметах.

Расширять знание о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

Пополнять и активизировать словарь детей.

Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля.

Закреплять правильное произношение гласных ми согласных звуков.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Формировать интонацию и выразительность речи.

Развивать дилогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в фестивале "знай наших!". Сказка "Колобок". Презентация.

Выступление в открытом муниципальном фестивале детского и юношеского творчества "Знай наших!" в номинации малыетеатральные формы.Постановка русской народной сказки "Колобок"Подготовительная группа...

"До свиданья, наши сказки!" выпускной утренник.

Замечатальный выпускной  утренник с путешествием по сказкам....

Наша сказка.

Вечер досуга....

творчество В.М. Васнецова "Наши сказки"

Знакомим с творчеством В.М.Васнецова через иллюстрации к сказкам....

Занятие по ФЭМП в ДОУ "Ориентировка в пространстве "Наши сказки"

Ориентировка в большом, малом пространстве, на листе бумаги. Картотека игр по ориентировке....

Образовательная деятельность по развитию речи " Начинаются наши сказки, сказки русские, старинные".

Учить детей оценивать поступки героев. Формировать умения детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать сказочным персонажам....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Тема: «Музыка – язык наших чувств. Наша сказка»

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ технологий. "Музыка - язык наших чувст. Наша сказка" Формировать познавательную активность детей в музыкальной деятельности. Умение сопост...