Главные вкладки

    Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Воронова Ольга Николаевна

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102»

    Программа профессионального саморазвития воспитателя

    Вороновой Ольги Николаевны

    Тема:

    " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".

     «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

    (В. А. Сухомлинский)

    Пояснительная записка

          Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной.

          Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. 

          Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. 

          Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия  ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

          Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

          В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Актуальность

          В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. 

          С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

          Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

    1.   В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

    2.   Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания.

          С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

          Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

       

    Проблема

          Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.

          Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

          Данная проблема позволила определить тему профессионального развития и самообразования – «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».

    Цели самообразования

    1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

    2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

    3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

    4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

    5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

    Для достижения цели определены следующие задачи:

    1.   Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

    2.   Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

    3.   Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

    4.   Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    5.   Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    6.   Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

    7.   Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

    8.   Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

          Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

    После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

    Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

    1. Совместная деятельность с детьми.

    2. Взаимодействие с родителями.

    Работа с родителями:

    1. Проведение родительских собраний.

    2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

    3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

    4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

    5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

    Образовательные области:

    1. Познавательное развитие.

    2. Речевое развитие.

    3. Художественно – эстетическое.

    4. Физическое развитие.

    5. Социально-коммуникативное.

    Ожидаемые результаты самообразования:

    1. Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».

    2. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

    3. Усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

    4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

    5. Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.

    6. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

    7. Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.

    8. Понимание эмоционального состояния окружающих.

    9. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте. Отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.

    10. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

    Перспективный план по самообразованию по теме:

    «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».

    Составил: воспитатель 1 категории Воронова Ольга Николаевна

    Сроки

    Тема, содержание работы

    Форма результатов

    Сентябрь 2017 г.

    Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

    Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные и авторские сказки.

    Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания»

    Наблюдение

    Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы

    Постановка целей и задач по данной теме. Составление и подбор конспектов ОД; развлечений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

    Консультация для родителей: 

    «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

    Октябрь 2017 г.

    Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

    Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

    Консультация для родителей: 

    «Роль сказок в развитии детей», 

    «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

    Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

    Ноябрь 2017 г.

    Изучение темы: «Особенности чтения сказок о животных».

    Создание картотеки сказок для работы с детьми.

    Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

    Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

    Дидактическая игра: «Угадай сказку».

    Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

    День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

    Выставка детских работ «Моя мама самая красивая».

    Декабрь 2017 г.

    Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

    В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

    Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?

    Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

    Темы: 

    «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», 

    «Книги и театр».

    Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга».

    Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

    Январь 2018 г.

    Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

    Беседа индивидуальная с родителями ребенка о пользе домашнего чтения.

    Чтение детям сказки: «Три медведя».

    Прослушивание аудиозаписи сказки.

    Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».

    Беседа индивидуальная «Как подружить ребенка с книгой»

    Февраль 2018 г.

    Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

    Обустроить уголок ряженья.

    Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

    Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».

    Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля).

    Март 2018 г.

    Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

    Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

    Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

    Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

    В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

    Придумывание «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

    Апрель 2018 г.

    Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

    Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

    Добавить материал в театральный уголок.

    Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».

    Прослушивание аудио сказок.

    Май 2018 г.

    Самоанализ плана по самообразованию.

    Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

    Презентация: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

    Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

    Список литературы:

    1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

    2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

    3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

    4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

    5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

    6. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Белоусова Л.Е., СПБ, Детство-Пресс,

    2003

    7. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. М. Мозаика-

    Синтез,2010 г

    8. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

    При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

    План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

    План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

    План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

    Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

    Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

    Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

    Консультация для воспитателей по теме: «Роль сказки в социально-коммуникативном развитии дошкольника».

    Консультация для воспитателей и педагогических работников детского сада...