Самообразование на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19-20_samoobr.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план методической работы «Самообразование»

Шапинская Наталья Ивановна.

План работы по самообразованию на 2019–2020 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Проведение мастер- классов.

5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план по самообразованию по теме:

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»: (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

3. День матери: утренник

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

2. Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга».

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».

3. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля).

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

2. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

Апрель.

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране добра и зла».

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...