Самообразование на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план методической работы «Самообразование»
Шапинская Наталья Ивановна.
План работы по самообразованию на 2019–2020 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь
Цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4. Проведение мастер- классов.
5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.
2. Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»: (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).
3. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
Методические приемы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
3. День матери: утренник
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».
2. Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга».
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
-Чтение детям сказки: «Три медведя».
-Прослушивание аудиозаписи сказки.
-Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
Февраль.
1. Роль сказки в воспитании детей.
Методические приемы:
-Обустроить уголок ряженья.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2. Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».
3. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля).
Март.
1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».
Методические приемы:
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
2. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.
Апрель.
1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Добавить материал в театральный уголок.
2. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране добра и зла».
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.
2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...
Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....
ПАПКА по САМООБРАЗОВАНИЮ на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» 2017-2018г
Папка по самообразованию...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...
Проект по самообразованию по теме: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Проект по самообразованию...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...