Творческая группа тема : "Развивающие игры в образовательном процессе"
материал на тему

Исрафилова Оксана Визировна

 

Творческий отчет по теме: "Развивающие игры в образовательном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 5 «Мечта»

Творческий отчет по теме: "Развивающие игры в образовательном процессе"

Подготовила:  воспитатель

Исрафилова О.В.

«Развивающие игры вОбразовательном процессе»

     В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм.

      Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

      В своей работе с детьми я активно использую развивающие игры в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

    И ставлю перед собой следующие задачи:

- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;

- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

   Свою работу по теме «Развивающие игры в образовательном процессе » провожу с детьми среднего дошкольного возраста.

      Изучив методическую литературу по данной теме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и в индивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещения игр. Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми:

     1.Развивающие игры: Никитиных (« Сложи узор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угад ка», «Кубики для всех» и др.)C:\Users\user\Pictures\2013-01-12\017.jpgай –

     2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой ( «Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

C:\Users\user\Pictures\2013-01-12\016.jpg

5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.

6. Материал для проектной деятельности.

7. Конструкторы различных форм и конфигураций.

      При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

      В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

          Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 5 «Мечта»

Доклад на тему: «Использование развивающих игр в образовательном процессе»

                                                                                                      Подготовила:  воспитатель                                    

                                                                                                 Исрафилова О.В.

                                                                 

                                                   «Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».

 А.М.Горький.

                                                                                                                 

      В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?

    Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

   Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

         Используя  развивающие игры  в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Сначала  использовала как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке,  разложить блины по тарелкам). Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

     Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических

представлений существует много дидактических игр. Все эти задания нужно делать, играя. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

    Особое внимание уделяю  насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так,  были приобретены различные современные развивающие игры: логические пирамидки, развивающие игры  Воскобовича; пособия М.Монтессори: рамки с застежками , геометрические тела; развивающий материал  с блоками Дьенеша, комплекты«Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; различные виды шнуровок, мозаики и пр.

      В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины).

      Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.     

                При проведении занятий использую стихи, пословицы с математическим содержанием      (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он …(один).

В работе с детьми третьего года жизни использую развивающие игры, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками  были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали  вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила  детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей,  используя игровые приемы.

      Была организована  игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.

     Развивающие игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.    

     Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.

Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат), по две характеристики величины (большой и маленький).  Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

  1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

  2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т.д.

  3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

  4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

  5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур.  Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!»  просила открыть глаза затем спрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»

         С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

         Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п.  У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.

     Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.

     Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.

     Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей , не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

      Палочки Кюизенера–  это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно, строить одинаковые по высоте и цвету заборы).

          Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

      Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но  в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.

     3.Игровая технология В.В. Воскобовича.

Кораблик «Плюх-Плюх». Играя корабликом «Плюх-Плюх», на матче корабля дети  прикрепляют  определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. А также в ходе игровых действий  дети знакомятся с капитаном Гусем и матросом Лягушкой. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. А так как яркие флажки имеют шероховатую поверхность, то в  процессе игры у ребенка развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.
      Двухцветный     квадрат    Воскобовича. Его можно сравнить с оригами и использовать  с 2-х летнего возраста только 2-х цветный квадрат. Основные цвета квадрата: красный, желтый, синий и зеленый, и он легко трансформируется. Сначала дети самостоятельно рассматривали квадрат, находили и показывали пальчиком названный цвет, позже по  показу стали создавать простейшие плоские фигуры: домик, конфетку, дорожку, крышу и т.д.
     Таким образом, малыши незаметно для себя развивают сенсорные способности, а именно узнают и запоминают цвет и форму, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение; тренирует мелкую моторику рук. Игры с пособиями В.Воскобовича несут в себе  развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей, мышление и воображение, а также вызывают у детей множество положительных эмоций и удивления.

 Игры с пособиями М.Монтессори.

         Игровые упражнения математического содержания по методике М.Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. 

Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.

               Ребёнок испытывает интерес к вкладыванию предметов в ёмкости и отверстия на протяжении всего раннего детства – это необходимо для развития координации "глаз – рука". Ребёнок  понимает, что исчезнувший из поля зрения предмет не пропадает на совсем. Поиск шарика, опущенного в отверстие, побуждает ребенка выдвигать ящик, совершенствуя движения и развивая умение действовать двумя руками одновременно. Полезно, когда ребёнок  пользуется разными руками, развивается зрительно-моторная координация, умение действовать двумя руками и понимания постоянства объектов.

Я считаю, использование развивающих игр позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям  согласно возрасту детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка»

    Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

  Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
   Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. 
    Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
    Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
    В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
    Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
    Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
     Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
     Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
      Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
      Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. ительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговОни формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.
    В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
   В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
   Как это происходит?
    В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
    Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.
     В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
     Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
      Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
     В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).

      В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
     В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
     С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
   Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
     Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
    А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
     Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.
    В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.
   В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.
    В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.
   Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?
Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. 
    Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.
    Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
   явлениях, речи и активного словаря.
    Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
      В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
     Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В.П.Новикова.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развивающие игры. Как играть в них с ребёнком»

Подготовила воспитатель Исрафилова О.В.

Прежде чем познакомить с развивающими играми, поиграйте в них сами. Во-первых, вы получите представления о игре, поймете, чем её можно дополнить. Во-вторых, вы будете знать с какой игры начинать.

Обязательно играйте с ребёнком в развивающие игры. Это даст вам возможность «чувствовать» ребёнка, вы будете понимать, когда нужно закончить игру, когда обратить внимание ребёнка на что-нибудь другое. Играя с ребёнком, не опережайте его. Вам будут лучше понятны его находки, открытия и удачи.

Заинтересуйте ребёнка игрой, пробудите в нём интерес к игре. Очень важно первое мнение от игры. Совсем не безразлично, как вы выложите первый раз кубики, например, на стол. Если вы на глазах ребёнка открыли крышку и – бух! – с грохотом высыпали все кубики на стол, так что они разлетелись в разные стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием вашего ребёнка станет такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них.

Представьте себе, что вы просто выложили на стол перед ребёнком кубики и показали узор-задание, а потом попросили его выложить этот узор. В дальнейшем ребёнок может и не проявить интереса к этому заданию. А можно сделать всё иначе: сначала рассмотреть с ребёнком кубики, потом рисунки. – Ты сможешь выложить такой же узор из кубиков?

Сделайте так, чтобы игра приносила радость, и ребёнку, и взрослому. Каждый успех ребёнка встречайте с улыбкой, похвалой: ребёнка очень поддерживает внимание старших к его достижениям. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить, особенно в старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребёнку, что он ещё не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать ещё лучше.

Помните, что интерес может легко притупиться даже от небольшого нажима, принуждения. Следовательно, если ребёнок не хочет играть, не заставляйте его, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание. Можно пригласить его друзей и организовать игру. Игру всегда нужно заканчивать, как только увидите, что ребёнок стал отвлекаться, терять интерес.

Основное правило развивающих игр: взрослые не должны выполнять задания за ребёнка, не должны подсказывать ему. Искать ошибки ребёнок тоже должен, главным образом, сам. Если он не видит, помогите ему, но при этом дайте ребёнку «выложиться» до конца.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки, иначе они теряют свою привлекательностью. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убирать, при этом ребёнок должен видеть игру. Когда ребёнок начнёт играть самостоятельно, можно вместе найти специальное место для хранения игры и поручить следить за порядком.

Для любой игры необходима непринуждённая обстановка. Интерес к игре можно разрушить, если требовать от ребёнка, чтобы он «не болтал ногами», «не играл на полу» и т. д.

Как вы уже поняли, развивающие игры предполагают вдумчивое, активное, творческое участие воспитателя.



Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей                                             «Развивающие игры в жизни дошкольников».

        
        Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир.
Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребёнка.
        Для этого нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность, перенапряжение и переутомление не будут страшны ребёнку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, но это не исключает, предполагает добрую, умную, ненавязчивую помощь взрослого. Самое сложное не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него.
        Развитию творческих способностей и способствуют игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс развивающие игры. Развивающие игры не должны быть все доступны детям, их нельзя давать, как простые кубики или лото. Для дальнейшего восприятия игры очень важно, как взрослый представит игру, покажет её первый раз.
        Характерная особенность развивающих игр то, что ребёнку не объясняется новая игра, способ и порядок решения задач. Знакомство с игрой происходит с помощью сказки, или подражания взрослым.
Знакомство с новой игрой "Сложи квадрат" можно начать со сказки про добрую Фею:"У доброй Феи было волшебное зеркало из разноцветных квадратных стеклышек, но злой Тролль его разбил, и каждое стеклышко разлетелось на несколько кусочков. Фея очень огорчилась. Давай поможем Фее".

Внося коробку с кубиками к игре "Сложи узор", не сразу показывать их детям, а придать игре характер таинственности: «Посмотри, какая красивая коробочка. Как ты думаешь, что там?" Там кто-то стучит! Откроем? Какие интересные кубики! Они необычные. Осторожно выложить кубики на стол так, чтобы получился узор. Это новая, интересная игра, но она трудная. Справишься ли ты?»

Игра: "Сложи узор".

http://www.sova-toys.ru/pic/199/l_1476892580580797a4aca2f1.71724399.jpg


        Такое представление сразу вызывает желание поиграть, попробовать свои силы, доказать свои возможности.
Если ребёнок не справляется с предложенным заданием, не настаиваем на выполнении его с первого раза. Предложите поменять задание, дать более легкое, может быть уже знакомое или отложите игру на время. Иногда, бывает так, что последующее задание для ребёнка оказывается легче, чем предыдущее.
        Во время выполнения заданий предоставляем ребёнку возможность самостоятельно выбирать способ и находить пути решения поставленной задачи, ничего не объясняя, и ни в коем случае не подсказывая.
        Если ребёнок ошибся, не указываем прямо на ошибку, а просто говорим: нет, ты знаешь, по-моему, здесь не всё верно, посмотри внимательно: ребёнок учиться анализировать свою работу, видеть и справлять свои ошибки самостоятельно и доказывать, что он сделал правильно.
Количество заданий, выполненных за один раз, зависит от их уровня сложности и желания ребёнка.
        Развивающая игра не терпит принуждения, поэтому никогда не заставляйте играть. Для того, чтобы ребёнок мог наглядно увидеть чего он достиг, сравнить с результатами других. Можно сделать для него своеобразный блокнот, где каждой игре соответствует определенный рисунок, Выполнив задание, ребёнок закрашивает определенный участок рисунка. Детям это очень нравится, это поддерживает их интерес.
        В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения: от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно.
Эти игры развивают в детях внимание, память, умение находить закономерности, ошибки, классифицировать материал; способность предвидеть результаты своих действий.
"Поиграй со мной!" Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся.
        Развитие игры ребёнка осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребёнка, чтобы он играл тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать!
        Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием. Но не следует все время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую активность иначе ребёнок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один. 
        Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать инициативу.
        Игра - своеобразная школа чувств ребёнка. Взятая роль захватывает его, воздействует на чувства, вживаясь в роль он соответственно и ведет себя: проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т.д.
        Игра должна будить в ребёнке добрые чувства. Только в этом случае ока оказывает благотворное влияние.
Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка разумно, целеустремленно. Совместные игры взрослого и ребёнка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания ребёнком их авторитета. 
        Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми: это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успехам других, и стойко переносить свои неудачи.
        Радость, доставленная ребёнку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль математических развивающих игр в образовательном процессе.

О математическом развитии ребенка не только в дошкольном учреждении, но и во взаимодействии с родителями воспитанников....

Особенности построения коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками с сочетанными нарушениями в развитии

Особенности построения коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками с сочетанными нарушениями в развитии...

Использование интерактивной программы "Развивающие игры" в образовательном процессе группы компенсирующей направленности второго года обучения

Сообщение из опыта работы на городской секции для пкедагогов групп компенсирующей направленности...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»

В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...

Методическая неделя "Использование развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ"

Документы, подтверждающие организацию и проведение методической недели...