Особенности построения коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками с сочетанными нарушениями в развитии
консультация по коррекционной педагогике на тему

Тулупова Мария Ивановна

Особенности построения коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками с сочетанными нарушениями в развитии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г.БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №19 «ЗЕМЛЯНИЧКА» Презентация «из опыта работы » на тему: «Особенности построения и реализации коррекционно-развивающего и воспитательно -образовательного процесса с воспитанниками с ОВЗ, имеющими сочетанные нарушения в развитии» Выполнила: Учитель-логопед Тулупова М.И. . Городской округ г.Бор

Слайд 2

Содержание Понятие о детях с ОВЗ, имеющих сочетанные нарушения в развитии (этиология, классификация) Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-педагогического процесса Цели и задачи работы ДОУ с детьми с ОВЗ, имеющих сочетанные нарушения в развитии Программно- методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса Организация квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетанные нарушения в развитии в условиях современного ДОУ (условия, структура, содержание)

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания . К сложным (сочетанным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями. Сочетание всех составных элементов комплексного нарушения - это сложная структура комплексного нарушения, в которой каждое составляющее не существует само по себе, а оказывает влияние друг на друга, усугубляя их проявления.

Слайд 4

Один дефект имеет генетическое, другой экзогенное происхождение Оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома Дефекты обусловлены одним экзогенным фактором Каждый дефект обусловлен экзогенными факторами, независящими друг от друга Оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, независящими друг от друга Этиология сочетанных нарушений

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ Дети с сочетанными нарушениями в развитии Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалии в развитии: -слепоглухонемые -умственно отсталые глухие -слепые с ЗПР Дети имеющие одно существенное психофизическое нарушение и сопутствующее ему другое, выраженное в меньшей степени («осложненный » дефект) Дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений, выраженных в разной степени) -умственно отсталые, слабовидящие, глухие

Слайд 6

определить сложный (сочетанный) дефект как сочетание нескольких нарушений различных неодинаково выраженных функций; определить степень нарушения каждой функции и выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка; уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время). Психолого-педагогическая координация коррекционно-развивающего процесса

Слайд 7

Виды образовательных учреждений для дошкольников с ОВЗ, имеющих сочетанные нарушения в развитии -детские сады комбинированного вида, группы компенсирующей направленности для детей с сочетанными нарушениями в развитии (5 детей) -детские сады компенсирующего вида, группы компенсирующей направленности -группы кратковременного пребывания в ДОУ -реабилитационные центры -«Лекотека» -консультативные центры для семей, воспитывающих детей с сочетанными нарушениями в развитии. Центры поддержки детей с ОВЗ и их семей Ассоциация "Даун-синдром" (Москва); Центр лечебной педагогики (Москва); Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва); Школа святого Георгия (Москва); Лечебно-педагогический центр (Псков) и др.

Слайд 8

Цели ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дать ребенку с ОВЗ возможность реализовать право на образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей, создать оптимальные условия реализации индивидуального потенциала ребенка с ОВЗ в соответствии с его психофизиологическими особенностями; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, обеспечить механизм взаимодействия общего и специального дошкольного образования в районе, области, РФ.

Слайд 9

Специфические задачи работы ДОУ с воспитанниками, имеющими сочетанные нарушения в развитии расширение сферы представлений детей с ОВЗ о ближнем и дальнем окружении, развитие познавательной и речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному поиску и размышлению; организация интеллектуального, речевого, эмоционально-волевого и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей; организация развития разных видов деятельности детей с ОВЗ, их структурных компонентов (целеполагания, регуляции, произвольности деятельности); социальная адаптация воспитанников с ОВЗ - становление способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности; обеспечение социальной защиты детей с нарушениями развития и предоставление им равных прав с нормально развивающимися детьми; подготовка к школьному обучению и интеграция детей в общество окружающих сверстников и взрослых, взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка, становления как полноценного члена общества .

Слайд 10

Программно-методические основы коррекционно-педагогической работы Рекомендуемые примерные общеобразовательные программы, используемые в работе с детьми с ОВЗ: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (М.А.Васильева, Т.С.Веракса, Н.Е.Комарова, М, 2011)

Слайд 11

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. М.,2010 -Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: Логопедическая работа с детьми 1,2,4 уровня речевого развития Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. М, 2008 - Логопедическая работа с детьми 3 уровня речевого развития Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М. ,2010) - С.А.Миронова. Программа логопедической работы с заикающимися детьми. М, 2009 - Г.В.Чиркина, А.В.Лагутина. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. М., 2009. - Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина.М, 2010 - Парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников «Речецветик». Г.А.Ванюхина. Новоуральск, 1999

Слайд 12

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта» (Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева. М, 2005г.) Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова.М, 1991 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова. Спб, 2001 Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, Г.В.Цикото, А.А.Еремина, Н.Б.Жарова. под ред. Н.Ф.Дементьева. М, 1993

Слайд 13

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с задержкой психоречевого развития Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2005. Ступеньки развития. Н.Ю.Борякова. М, 1999 Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Г.А.Кузнецова, В.В.Колевникова и др. под ред. Т.Г.Неретина. М, 1999 Программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со спец.потребностями. «Играя - развиваемся». Т.Н.Бабич, С.М.Елинова, В.А.Кузнецова, Л.Э.Калмыкова, Е.Л.Кириллова. под ред. Л.Ф.Павленко.Ульяновск, 2002.

Слайд 14

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с с нарушениями слуха Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.М, 1991 г. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста . Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, , Н.Д. Шматко, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, , Г.В. Трофимова - М., 1991. Программно-методический комплекс «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, Л.Д.Дмитриева, Н.Д.Носкова, В.М. Шатов, Н.Д.Шматко. М, 2002 Авторская программа для обучения и воспитания глух дошкольников «Я слышу и говорю» под ред. Т.В.Заварнахина, М.А.Морева, Самара, 2001

Слайд 15

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с с нарушениями зрения Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида (для детей с нарушением зрения) В.А.Бельмер, Л.П.Григорьева, В.З.Денискина, Л.И.Плаксина и др.под ред. Л.И.Плаксиной, М, 2003 « Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. В.А.Феоктистовой. – СПб.: Образование, 1995

Слайд 16

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Программа-проект «Воспитание и обучение детей с церебральным параличем дошкольного возраста» Н.В.Симонова, М, 1986 Родник. Программа социокультурного развития детей Л.Б.Баряева, Е.О.Герасимова, Г.С.Данилина, Н.А.Макарчук, О.П.Гаврилушкина. Спб, 1997

Слайд 17

Программы ранней помощи детям с ОВЗ М.Питерси, Р.Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: 2001 Н.М.Джонсон-Мартин, С.М.Аттермиер, Кннет Г. Дженс, Брони Дж. Хакер. Программа «КАРОЛИНА» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Под ред. Н.Ю.Барановой. Спб, 2005. О.Ю.Кравец, И.А.Рыбкина, А.Е.Иванова и др. Ступеньки: комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего и младшего возраста. под ред. Н.В.Серебрякова.Спб, 2005.

Слайд 18

Условия организации квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ Разработка и утверждение нормативных документов и локальных актов, регулирующих организацию работы с детьми с ОВЗ Организация работы ДОУ с семьями воспитанников Осуществление интеграции и координации всех участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процессов Создание комфортных условий воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ

Слайд 19

Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ Разработка и утверждение нормативных документов и локальных актов, регулирующих организацию работы с детьми с ОВЗ Режим пребывания воспитанников в учреждении Учебный план воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы Расписание непосредственно-образовательной деятельности Режим двигательной активности План физкультурно-оздоровительной работы, система закаливающих процедур и пр.

Слайд 20

Педагоги, осуществляющие коррекционно-педагогическую работу в ДОУ Заведующий, ст.воспитатель Тифлопедагог, сурдолог Инструктор по плаванию Педагог- Эколог Руководитель изодеятельности Руководитель Физ.культуры Педагог- валеолог Педагог психолог Мед. Персонал (врач, мед.сестра) Воспитатели Муз. руководитель Учитель- логопед Учитель- дефектолог Ребенок Родители

Слайд 21

Осуществление взаимодействия и координации деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса Интеграция деятельности участников коррекционно-педагогического процесса рассматривается как цель и результат взаимодействия по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели Виды взаимодействия: Тематическое Перспективно-тематические и календарные планы работы специалистов и воспитателей группы (по блокам, неделям обучения). План совместной деятельности специалистов детского сада; методические разработки к планам тематического планирования и др. Проблемное Тетради взаимосвязанной работы коррекционно-педагогического процесса; Составление сводной итоговой таблицы по результатам комплексного обследования детей; Карты развития ребенка; индивидуальные маршруты сопровождения воспитанников и пр. Координация деятельности участников коррекционно-педагогического процесса рассматривается как процесс связи и согласованности деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса в процессе воспитания, образования и развития детей с проблемами развития.

Слайд 22

Принципы построения предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды в ДОУ учет возрастных и психофизических особенностей воспитанников с ОВЗ, опережающий характер содержания образования, наглядности и предметности, гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка с ОВЗ, полисенсорная основа и др.

Слайд 23

Макросреда в ДОУ Спортивный зал Сенсорная комната, Экологическая комната Музыкальный зал Кабинет Учителя-логопеда Кабинет учителя-дефектолога Кабинет педагога психолога Прогулочные веранды, Цветники и пр. Спортивная площадка Мед.кабинет (процедурный, изолятор) Группа компенсирующей направленности Бассейн, Тренажерный зал

Слайд 24

Использование многофункциональных пособий Использование интерактивных панно Использование современных ИКТ (КИС) в работе с дошкольниками с ОВЗ Сенсорная комната в условиях современного ДОУ Коррекционно-развивающие средства в работе с детьми с ОВЗ

Слайд 25

Многофункциональные развивающие пособия: « Умная ромашка » , « Логическая машина » , « Гусеница » , « Волшебный экран » , « Паровозик » (пособия по познавательно-речевому развитию, работа с использованием карточек, картинок и схем и пр.) Использование интерактивных панно

Слайд 26

Сенсорная комната в условиях ДОУ Задачи: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, привести к состоянию релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; стимуляция ослабленных сенсорных функций; развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других занятий Компоненты Мягкая среда Зрительная среда Акустическая среда Тактильно-кинестетическая среда Воздушная среда

Слайд 27

Сенсорная комната в условиях ДОУ

Слайд 28

Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в ДОУ: специальное обучение ребенка с ОВЗ начинают сразу же после выявления первичного (сочетания первичных) нарушения развития; в содержание обучения ребенка вводятся специальные разделы (коррекционные), не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; коррекционная направленность работы пронизывает весь восп-обр. процесс в ДОУ и дома; в работе с детьми используются специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения, воспитания и развития; основные подходы к ребенку с ОВЗ – индивидуализация процесса обучения; гибкость пространственной и временной организации образовательной среды (в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка).

Слайд 29

Коррекционно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ Психогимнастика Театрализация Арттерапия (пескотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия, имаготерапия) Технология музыкального воздействия

Слайд 30

По способу передачи информации выделяют методы: -Наглядные -Словесные -Практические Современные развивающие методы: -Информационно-репродуктивные -Частично-поисковые -Исследовательские

Слайд 31

Организация и содержание работы с родителями (законными представителями) Цель: создание необходимых ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих воспитание, образование и развитие воспитанников, а т.ж. обеспечения необходимой коррекции недостатков развития и пр. Направления работы с родителями Планирование работы с семьями воспитанников Педагогическое просвещение родителей Совместное творчество детей, родителей и педагогов Задачи работы с семьями воспитанников: Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников ДОУ. Объединение усилий для воспитания, образования, развития и коррекции детей дошкольного возраста. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки воспитанников с нарушением интеллекта. Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения, развития и коррекции детей дошкольного возраста. Поддержка уверенности в собственных педагогических возможностях

Слайд 32

Отличительные особенности работы образовательных учреждений с воспитанниками с ОВЗ Учет общих и специальных проявлений развития детей с ОВЗ Опора на сохранные возможности Модификация содержания образования в соответствии с особыми потребностями детей Дифференцированный подход к детям, применение специальных методов, приемов работы Работа команды специалистов Создание соответствующих санитарно-гигиенических условий Создание предметно-пространственной коррекционно-развивающей среды (полисенсорной) Всесторонняя подготовка к жизни в современном обществе

Слайд 33

Литература Н.В.Верещагина Особый ребенок в детском саду М.:Детство –Пресс, 2009 год Головчиц, Л. А. Организация групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития в дошкольных образовательных учреждениях / Л. А. Головчиц, В. З. Денискина, А. В. Кроткова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 11–12. Головчиц, Л. А. Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 25–33. Константинова, И. С. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия с детьми, имеющими множественные нарушения развития: активизирующий эффект и его роль в развитии ребёнка И. С. Константинова // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 52–61. Максимова, М. В. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития / М. В. Максимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 45–51. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2001. С. 332-345.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Н.А. Еремкина, А.А.ЧакучянМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район...

Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с ди...

Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

      Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навы...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у ребенка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи ребёнка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты...

Возрастные особенности использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Возрастные особенности использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ Балухтина И.Н., воспитатель, Винокурова И.В., воспитатель, Шушкова О.И., воспитатель ...