Статья "Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"
материал (старшая, подготовительная группа)

Чуева Анастасия Олеговна

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Одной из острых проблем, с которыми сталкивается человечество в настоящее время, является устойчивый рост детской патологии. Причиной этому служат факторы различного характера: техногенные, экологические, социальные и другие. По данным медицинских исследований, проводимых в стране, практически здоровыми являются только 3 детей из 10 дошкольников. Из них до 60 % имеют те или иные отклонения в развитии. Самой многочисленной категорией детей дошкольного возраста (от 45 до 60%), страдающих отклонениями в развитии, являются дети, имеющие речевые дефекты. Значительная часть дошкольников этой группы имеют отягченные речевые диагнозы на фоне других нарушений, в том числе психического недоразвития.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, число которых, неуклонно растет. Воспитание, обучение, коррекция нарушений у детей в условиях детского сада – это трудоемкие и многогранные процессы, которые требуют колоссальных усилий со стороны педагогического состава, ведь дошкольное детство является тем периодом, когда у детей закладывается фундамент личности: формируются основные навыки и умения, развиваются речь, мышление и память, их восприятие становится осмысленным. Содержание этих процессов разрабатывается с учетом их индивидуальных способностей и образовательных потребностей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором особое внимание акцентируется на принципе индивидуализации и индивидуальном подходе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающем процессе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Одной из острых проблем, с которыми сталкивается человечество в настоящее время, является устойчивый рост детской патологии. Причиной этому служат факторы различного характера: техногенные, экологические, социальные и другие. По данным медицинских исследований, проводимых в стране, практически здоровыми являются только 3 детей из 10 дошкольников. Из них до 60 % имеют те или иные отклонения в развитии. Самой многочисленной категорией детей дошкольного возраста (от 45 до 60%), страдающих отклонениями в развитии, являются дети, имеющие речевые дефекты. Значительная часть дошкольников этой группы имеют отягченные речевые диагнозы на фоне других нарушений, в том числе психического недоразвития.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, число которых, неуклонно растет. Воспитание, обучение, коррекция нарушений у детей в условиях детского сада – это трудоемкие и многогранные процессы, которые требуют колоссальных усилий со стороны педагогического состава, ведь дошкольное детство является тем периодом, когда у детей закладывается фундамент личности: формируются основные навыки и умения, развиваются речь, мышление и память, их восприятие становится осмысленным. Содержание этих процессов разрабатывается с учетом их индивидуальных способностей и образовательных потребностей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором особое внимание акцентируется на принципе индивидуализации и индивидуальном подходе.

Для работы с детьми, имеющими речевую патологию, требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности можно считать использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ в непосредственно образовательной деятельности (НОД) позволяет повысить её эффективность, сделать НОД более наглядными, интересными, даёт возможность управлять учебно-познавательной деятельностью каждого ребенка, оперативно вносить соответствующие коррективы. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Выполняя компьютерное задание, дошкольник приучается к самостоятельности, у него формируется способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, сосредоточенность и усидчивость.

Исходя из опыта, с уверенностью утверждаем, именно, ИКТ обеспечивают уникальную подачу информации, который способствует, как познанию нового материала, так и закреплению уже усвоившегося. Приведем несколько примеров из практики.

Виртуальные экскурсии. Инновационное и актуальное средство коррекции речевых и других нарушений, особенно, сейчас, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране (COVID-19). В ходе их проведения, мы развиваем у дошкольников с нарушениями речи познавательный интерес, связную речь, внимание, сенсорику, расширяем лексический запас, обогащаем их чувственный опыт. Для организации виртуальной экскурсии не нужно прилагать много усилий, для этого, необходимо иметь только ноутбук и/или проектор. В данный момент, на просторах интернета, можно найти значительное количество бесплатных и разнообразных вариантов: путешествие по зоопарку, музею, городу.

Интерактивные игры. Игры с интерактивной доской, по нашему мнению, действительно, уникальны. Они предоставляют возможность дошкольникам не только наблюдать за объектом на широком экране (что уже вызывает радость у детей), но и прикасаться к ним, менять их расположение, форму, размер. Интерактивная доска, в рамках логопедических занятий, может выступить в роли главного помощника учителя-логопеда, при уверенном уровне владения им ПК. Для обучения грамоте можно использовать игры: «Найди букву», «Угадай звук», «Кто больше?», «Цепочка», «Где спрятался звук», «Назови слова» в современном, модернизированном и улучшенном варианте. Для формирования слоговой структуры слова игры: «Прохлопай слово», «Сосчитай правильно», «Длинное-короткое». Для формирования лексико-грамматических категорий и навыков словообразования игры и упражнения: «Один-много», «Какой, какая, какие?», «Жадина», «Назови ласково», «Кому отдать?», «Закончи предложение». Вышеперечисленное – малая часть того, что может предложить учитель-логопед детям с нарушениями речи.

Прослушивание дидактических, логопедических сказок. Сказка является одним из доступных средств не только для развития речи, но и слухового внимания, логического мышления, памяти, стабилизации эмоционального состояния. Учитель-логопед может предложить воспитанникам прослушать любимые произведения с помощью проектора, переносной колонки, телефона. Эти средства придадут занятиям особую выразительность, за счет профессионального озвучивания текста.

Просмотр обучающих фильмов. Небольшие обучающие видеоролики и фильмы, несомненно, полезны для дошкольников с нарушениями речи. Они позволяют учителю-логопеду донести до воспитанников необходимую информацию в короткие сроки, наглядно показать материал в трехмерном изображении (в соответствии с лексической темой, возрастными особенностями, задачами), а в дальнейшем, обсудить его, провести рефлексию. Здесь, отметим, что этот метод можно использовать не только для просмотра обучающих фильмом и видеороликов, но и для изучения комплексов пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Информационно – коммуникативные технологии  позволяют расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

 В данный момент активно реализуется второй этап работы по внедрению ИКТ в коррекционно – развивающий процесс с детьми с ТНР.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации используются как в рамках индивидуальной НОД, так и на фронтальной и подгрупповой НОД по развитию лексико – грамматических категорий, звуковой культуры речи и обучению грамоте, связной речи; также мультимедийные презентации являются результатом совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей.

В помощь родителям предлагаются презентации и буклеты, например, “Артикуляционная гимнастика”, где предложены упражнения с речевым сопровождением на разные группы звуков (начальный комплекс, свистящие, шипящие, соноры).

В работе с родителями активно используется прием создания видеороликов, снятых с участием наших воспитанников, например, видеоролики «Нашим мама посвящается…», «Один день из нашей жизни», «Чем мы занимаемся в саду?», «Сказка Колобок на новый лад».

При фронтальной, подгрупповой и особенно индивидуальной работе с детьми используем интерактивные приложения «Айфолика», в основе которой лежит современная эффективная методика обучения чтению дошкольников. Этот комплекс интерактивных приложений включает в себя ознакомление со звуком (артикуляция и проговаривание каждого звука) – первое приложение, слогом (слияние звуков и букв в слог) – второе приложение, словом (слияние звуков и букв в слово) – третье приложение, предложением (соединение слов в предложение) - четвертое приложение, и как следствие легкое обучение чтению – пятое приложение. Данный комплекс построен с учетом принципа от простого к сложному, принципа наглядности, доступности, онтогенетического принципа.

Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.

В рамках НОД по формированию лексико-грамматических категорий, связной речи используем мультимедийные презентации по лексическим темам. Например, по лексической теме «Почта». На слайде представлено письмо и сказочный герой. Детям предлагается сказать, кому пришло письмо. Следующее задание, детям пришла посылка, а вот что в ней они узнают, если правильно составят слова из слогов.

Разрабатываем конспекты занятий, развлечений с использованием презентаций. Например, в рамках НОД по формированию лексико-грамматических категорий  детям предлагается книга с иллюстрациями о зиме и заданиями, которые они должны выполнить.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях используем (фрагментарно) дидактические игры.

Для развития фонематического восприятия разработаны такие игры как «Отстучи ритм», появляется картинка с изображением снежинок расположенных с разным интервалом, ребёнок, посмотрев должен отстучать ритм. Снежинки появляются в порядке усложнения отстукивания ритма.

«Найди пару»– на слайде круг, разделённый пополам, на одной стороне закреплены картинки, ребёнку предлагается к каждой картинке подобрать пары близкие по звучанию.

«Украсим ёлочку» - на слайде изображена ёлочка и мешок, предлагаем ребёнку украсить ёлочку теми шариками в названии которых есть звук Ш, а картинку со звуком Ж отправляем в мешок. После каждого успешно выполненного задания ребёнок получает “приз” от компьютерного героя.

Игра «Чего не стало?» – детям предлагается рассмотреть, чем украшена ёлочка. Правильно произнести названия игрушек, запомнить, где какая игрушка висит. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, чего не стало

Игра «Кто за забором» – на слайде изображён забор, из-за которого видны части тела домашних животных. Дети должны отгадать, кто там спрятался, и составить предложение про животного со словом значит.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в логопедической коррекционно  - развивающей работе с детьми с ТНР позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя – логопеда, дает возможность более наглядно, понятно, доступно объяснить родителям о речевых особенностях их детей, путях преодоления речевых нарушений, в целом наладить тесный контакт с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»

laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг....