ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА
материал на тему

  ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iyul_sayt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                             В.А. Сухомлинскому

                      ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

     Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

     У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

     Такие авторы, как Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПМ (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи у детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи, и следовательно, мышления добиться не удастся.

     Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга.

     Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.  Малышу можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем, более мелкие. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.

     В полуторагодовалом возрасте детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнурков.

     Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи рук и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослые помогают ребенку удерживать пальчики от непроизвольных движений.

          Системные упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

     Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

     В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

     Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

     

КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

     Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные

игры-потешки:

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

     При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

     Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет!

      При этом большой палец не загибается.

     Для загибания и разгибания пальчиков левой и правой руки в кулачок предлагается использовать следующие стишки:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

      Если упражнение вызывает у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

     В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

«ПАРОХОД»

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка.

     Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

«ОЧКИ»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

     Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

«СТУЛ»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

     Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

     Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют:

     «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

     «Человек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

     «Слоненок» - средний палец выставлен  вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

     «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает способность к ...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является ст...

Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".

Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...

Влияние танцевальной-ритмических движений на развитие физических способностей старших дошкольников.

В материале раскрывается использование танцевально - ритмических движений на занятия по ФИЗО, их влияние на формирование опорно - двигательной системы  старших дошкольников....

Консультация" Развитие речи и интеллекта у старших дошкольников через игру"

Данный материал расскажет, что такое дидактическая игра, познакомит с разновидностями игр для развития интеллекта, логики.Расскажет как можно развивать речь с помощью игр В.Воскобовича....