Пед. наблюдение во время проведения прогулки в детском саду.
материал на тему

Астапчук Любовь Сергеевна

Пед. наблюдение во время проведения прогулки в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Стендовый доклад

«Педагогическое наблюдение во время проведения

 прогулки в детском саду»

https://i.ytimg.com/vi/ORGgn3IlpwA/maxresdefault.jpg

Воспитатель

Астапчук Л.С.

г. Бердск

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

C:\Users\Андрей\Desktop\2.jpg

Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.

К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопрос, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и знание его использования связывает, прежде всего, с характером знаний – это представления, т.е. образы воспринятых или ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям при роду в естественных условиях во все ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения.

Виды наблюдений на прогулке:

1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными особенностями времени года. (изменения в жизни животных, птиц, изменения почвы, деревьев, растений, положения солнца). Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в природе. Учить детей наблюдать явления природы, анализировать, устанавливать причинные связи и зависимость. Учить детей делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

2. Наблюдения за состоянием погоды. Отметить с детьми погоду. Учить детей определять и называть состояние погоды. Предложить ответить на вопросы: какая сегодня погода, холодно или тепло, солнечно или пасмурно, ветреный день или безветренный. Уточнить, почему дети решили, что сегодня такая погода.

Учить детей определять состояние погоды по характерным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода; светит солнце, на земле тени – значит, погода солнечная, на деревьях иней, снег не липкий – погода морозная. Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Наблюдения за животным миром. Организовать с детьми наблюдения за птицами, за их поведением, внешним видом, окраской, оперением. Воспитывать желание ухаживать за ними, оберегать, подкармливать. Организовать наблюдения за животными, особенностями внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домашних и диких, повадках, уходе за ними. Организовать с детьми наблюдение за насекомыми. (место их обитания, особенности внешнего вида)

Учить детей распознавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвижения, поведению. Дать детям представление о жизни животных, птиц, насекомых в разное время года.

4. Наблюдение за растительным миром (в лесу, поле, на лугу, в саду, на участке детского сада) Организовать с детьми наблюдение за растениями (деревьями, кустарниками, травами). Учить детей сравнивать их, находить общие и отличительные признаки. Дать детям представление о выращиваемых растениях, уходе за ними.

Учить детей правильно вести себя в природе, поговорить с ними о бережном отношении к растениям, об охране природы, о правильном поведении в природе (не ломать кусты, не рвать цветы). Дать детям представление о растениях в разное время года. Учить детей различать растения, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам, плодам. Организовывать длительные наблюдения (за цветами на клумбе, за огородом, отмечая изменения за прошедший период.

5. Наблюдения за неживой природой. Организовать с детьми наблюдения за почвой, водой, песком, камнями, льдом, снегом. Организовывать опытническую деятельность с песком, со снегом, льдом (заморозка цветной воды, принесение снега в группу, лепка из сухого и мокрого песка, рассмотрение почвы под лупой и др.) Учить устанавливать причинно - следственные связи состояния неживой природы в зависимости от сезона.

6. Наблюдение за трудом взрослых. Продолжать знакомить детей с трудом дворника, шофера, строителя. Расширять представления детей об орудиях труда, трудовых действиях, название одежды, разнообразных машин, подчеркнуть значение труда рабочих для общества.

7. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Помогать детям перечислять виды общественного транспорта. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины. Наблюдение за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить детей со светофором, его сигналами. Целевая прогулка может быть младших дошкольников на участок старших детей. Может быть прогулка – экскурсия на площадь, где установлена новогодняя елка.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ:

 1.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

 -кратковременные

 -длительные или циклические;

 2.По месту в цикле:

 -первичные;

 -повторные;

 -заключительные и итоговые.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.

Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

  1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

  ЗНАЧЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ:

  • Рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность.
  • Физическое развитие.
  • Выработка самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности.
  • Восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг.

C:\Users\Андрей\Desktop\3.jpg

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).    Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Список литературы:
1.Лучич М.В. Детям о природе. – Москва, 1989.
2.Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – Москва, 1992.
3.Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.
4.Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – Москва, 2002.
5.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
6.Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.

https://mo.astrobl.ru/mokrasnojarskijselsovet/sites/mo.astrobl.ru.mokrasnojarskijselsovet/files/u44/deti_0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулки в детском саду

Данная презентация поможет старшему воспитателю в работе с молодыми педагогами, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмаСтруктура прогулки...

методика проведения прогулки в детском саду

Для коллег представленны методики проведения прогулок в детском саду....

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Организация и проведение подвижных игр во время дневной прогулки в детском саду

Организация и проведение подвижных игр во время дневной прогулки в детском саду...

Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...

Консультация для воспитателей "Интересная прогулка. Организация и методика проведения прогулки в детском саду"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...