Статья "Подарим детям - театр"
статья по теме

Князева Ирина Валентиновна

Театральная деятельность , работа с детьми и  родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt26.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Подарим детям — театр»

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием

воспитанием.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне. Данный вид деятельности объединяет в себе задачи из всех образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие. Поэтому так важно особое значение уделить театрализованной деятельности в саду. Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром. В процессе данной деятельности, дети при помощи взрослого учатся анализировать, делать выводы, обобщать, что способствует развитию умственных способностей.
Во время организации театрализованной игры дети общаются со сверстниками, приобретая коммуникативные умения и навыки. Они учатся прислушиваться друг к другу, помогать и заботиться друг о друге, а самое главное договариваться между собой. Элементы театрализации можно включать в занятия по физическому развитию, для формирования правильной осанки, для умения выполнять движения красиво и быстро. Движения будут усваиваться намного лучше, если их выполнять в соответствии с каким – либо образом.

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

 Театрализованная деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр. Такие игры принято делить на две группы: игры драматизации и режиссерские игры. Игры драматизации основаны на том, что дети сами играют (изображают) героев сказок и других литературных произведений. В таких играх, творчество ребенка проявляется в том, насколько правдиво он изображает своего героя. Чтобы правильно передать все эмоции, характер, нужно понять, какой герой – положительный или отрицательный, почему он себя ведет так или иначе, то есть, нужно проникнуть в его внутренний мир. Для этого ребенку нужно суметь проанализировать его поступки, понимать мораль данного произведения. Всего этого можно достигнуть, если внимательно слушать произведение. Посредством такой игры, можно понять насколько ребенок творческая личность, насколько проявляется его индивидуальность. К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их. На первый план в такой игре выходит развитие речи. Активизируется и обогащается словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, а также ее интонационный строй.

 Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений, сладких пятниц, утро радостных встреч.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых,  также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками- атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Игры-драматизации с куклами бибабо- в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизацияразыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Так как работа с родителями является одной из приоритетных задач ДОУ,в связи с этим, могут организованы творческие группы, которые разрабатывают проекты, связанные непосредственно с работой вместе с родителями, в рамках которых можно подобрать художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок.

В группах совместно с родителями есть возможность  создать «Уголки театра». Куда входят различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, на фланелеграфе, и т.д.). Благодаря родителям шьются костюмы, шапочки, маски, подбираются книги и журналы с иллюстрациями о театре, изготовляются ширмы, настольно – печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции», «Мы идем в театр», создаётся театральный словарь. Родители принимают активное участие в подготовке спектаклей: создании реквизита,  пошив ярких, красивых костюмов, оформление красочных декорации, учить с детьми роли.

Ведущая идея этих проектов – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

- посещение театра всей семьей;

- фотовыставки «Театральные новости»;

- выставка – презентация разных видов театра ;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций

- мастер–класс по изготовлению театров.

- встречи в родительском клубе

Привлечь родителей к активному участию во взаимодействие помогают творческие мастерские, это позволяет преодолеть традиционный подход к общению друг с другом. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов для игр, масок, кукол – все это имеет огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагога. Потому, что нет предела творчеству, которое открывают в себе и взрослые и дети.

Совместные творческие проекты позволят родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помочь перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем детям театр?

Зачем детям театр?Детский театр - уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, малыш искренне верит в происходящее на сцепе, полностью растворяясь в театральном действе. Воспр...

Театр: нужен ли детям театр?

В данном материале рассматривается вопрос о целесообразности и пользе театрализованной деятельности ребёнка....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ДЕТИ, ТЕАТР, ТВОРЧЕСТВО"

Дошкольное учреждение призвано создать условия для  физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий ус...

Презентация для детей "Театр".

В этой презентации говорится о том, что такое театр, какой бывает театр, кто там выступает, как надо вести себя в театре....

Доклад на тему:"Воспитание детей театром!"

Доклад на тему: «Воспитание детей театром!»Воспитание маленького человека – дело ответственное, сложное и творческое. И что значит – воспитать? Каким этот маленький человек должен стать, чтобы мы, его...

Зачем детям театр?

Информация для родителей....

проект "Театр-дети-театр"

Как развивается речь детей при постановке театральных мини-этюдов, вы найдёте полезную информацию в данной статье....