«Круглый стол» для педагогов «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
статья (младшая группа) на тему

Беленькая Марина Валентиновна

Цель работы — систематизация содержания, методов, приемов и форм работы с детьми в ходе организации совместной деятельности с младшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия №1516»

Дошкольное отделение

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Выступление

(«Круглый стол» для педагогов)

Подготовила и провела

воспитатель младшей

группы № 1

Беленькая М.В.

Москва

2016-2017 учебный год

      Современные родители хотят видеть своих детей инициативными, самостоятельными, активными, способными договариваться со сверстниками, радующимися успехам друг друга, адекватно проявляющими свои чувства. Выполняя социальный заказ родителей, я считаю, что полноценно организованная совместная деятельность педагога с детьми способствует развитию этих личностных качеств. Поэтому, я строю образовательный процесс с учетом основных принципов дошкольного образования, один из которых сформулирован и в ФГОС: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Цель работы — систематизация содержания, методов, приемов и форм работы с детьми в ходе организации совместной деятельности с младшими дошкольниками.

Задачи:

  1. Определить развивающие формы, приемы и методы образовательной работы с детьми.
  2. Разработать и систематизировать банк сценариев образовательных ситуаций.
  3. Создать оптимальную предметно-пространственную среду.

      Известные педагоги и психологи подчеркивают значимость совместной деятельности для развития личности дошкольника:

      Так Р.С. Буре, считает, что «Коллективная деятельность детей на занятиях, имеет большую, воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества: умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции и др.»

     По словам В. Котырло, В. Рубцова «В совместной деятельности дети научатся видеть разницу между своими способами действия и действиями другого ребенка, сравнивают их, делают определенные выводы, пытаются исправить собственные действия или действия партнера».

     Таким образом, совместная деятельность педагога и детей — одна из форм развивающего обучения дошкольников.

Решение вышеназванных задач стало этапами моей работы. Мноюсовместно с детьми разработан цикл сценариев по художественно — эстетическому развитию: «Поможем зайчатам и медвежатам стать здоровыми», «Зайчата собираются на прогулку»  и др. В этой деятельности  дети были полноценными участниками образовательных сценариев. Процесс доставлял  им удовольствие, они активно включались в работу:  придумывали различные сюжеты, внешний вид героев, предлагали варианты, как быть здоровыми и т.п.

     Я убедилась, что для детей младшего возраста деятельность должна быть совместно — индивидуальная, когда каждый ребенок выполняет свою часть общей мотивированной цели, независимо от другого ребенка.

     Технология разработки сценариев совместной деятельности предусматривает, что в каждой игровой ситуации перед детьми выступает та или иная проблема, требующая решения. Побуждая  малышей к совместному обсуждению вариантов её решения, предоставляя детям право выбора способов решения  проблемных  задач,  я оказываю дозированную помощь, в том числе по запросам ребенка, создаю ситуации успеха для каждого ребенка в процессе деятельности. Оцениванию результат совместной деятельности с мотивацией перспективы, помогаю приобрести новый опыт, активизирую самостоятельность, поддерживаю положительный эмоциональный настрой.

     Помощь другим позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость игровым персонажам, выполнить их просьбу. Когда дети предлагают помочь игровому персонажу, я более конкретно ставлю перед детьми цель, при необходимости уточнению её для каждого ребенка, проговариваю с некоторыми детьми.

     Детям, разбившимся на пары, я раскрываю пошаговые действия реализации цели, закрепляя их с помощью условных обозначений. При этом размещая на магнитной доске модели, демонстрируя процесс договора на предстоящую деятельность через взаимодействие с помощником воспитателя или с ребенком, или драматизирую с игровыми персонажами. Предлагаю детям договориться о предстоящей деятельности. Это очень сложный для детей процесс, так как часто один является лидером и выдвигает свою версию, а другой соглашается. Обращения к партнеру может носить и повелительный характер. Учу детей договариваться. Во время совместной работы, я постоянно акцентирую внимание на совместных усилиях детей, восхищаюсь их результатом совместной деятельности, благодарю от имени персонажа. Реализуя задуманное, я стараюсь руководить гибко, постоянно ориентируюсь на детей.

     В разработанных мною сценариях совместной деятельности для малышей интегрируются все образовательные области: в художественно — эстетическое развитие вливается социально — коммутативное, познавательное, речевое, физическое развитие, а также внесены здоровьесберегающие технологии.

     Структура сценариев совместной деятельности такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные оздоровительные мероприятия: игры и упражнения на развитие моторной сферы, игры на коррекцию движений с речью, гимнастика для глаз, игры на развития дыхания, игровой массаж, использование приемов, направленных на смену физиологической позы.

     Итоговая диагностика с младшими дошкольниками показала, что 56% детей способны к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности, 55% — умеют подбирать средства, планировать, выполнять деятельность, вносить изменения, 61% — самостоятельно оценивают результаты деятельности.

     Совместная деятельность гармонично вписывается в образовательный процесс детского сада, не нарушая его структуры и не перегружая детей, используемые содержание, формы и методы организации совместной деятельности в группе положительно влияют на становление субъектной позиции детей: у них появляется умение увидеть проблему, поставить цель и спланировать свою деятельность, оценить результат.

Список литературы:

— О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. Пособие для педагогов «Современная деятельность взрослых и детей: основные формы» Москва, «Просвещение», 2012;

— А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1985;

— Т.Н. Доронова «Наша мастерская», Пособие для детей 3-4 лет «Просвещение», 2012 г.

— Т. Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре». Младшая разновозрастная группа. Москва, «Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."

Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....

Методическая разработка организации совместной деятельности с детьми раннего возраста по рисованию на тему «Подарок маме».

Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги.Развивающие:1.Закрепить знания красного, желтого и зел...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»с использованием современных образовательных...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Пасха»

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме:  «Пасха» Задачи1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха.2. Приобщать детей к культуре русского народа.3. Вос...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с п...

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...