Отчет по самообразованию
материал на тему

Дещица Наталия Иосифовна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию16.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Отчет по самообразованию

                учителя-логопеда МАДОУ №15 «Югорка» Дещица Н.И.

 1.Обоснование выбора темы

  В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступающих в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена недостаточно развитым фонематическим слухом (фонематическим восприятием), вследствие чего ученики не могут сделать  звуко-буквенный анализ, определить место звука в слове. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с ОНР может быть нарушено и чтение. Обучающиеся с такими речевыми нарушениями не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического недоразвития речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей. В связи с этим назрела необходимость вести целенаправленную, систематическую работу по развитию фонематических процессов с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у учащихся к данным видам речевой деятельности.

  Таким образом, была определена тема по самообразованию: «Технология формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

2.Цель и задачи работы над темой.

  Цель:

  Показать роль и значение формирования фонематического слуха и  восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2.Обзор  информации в интернет ресурсах по теме.

З. Разработать  (подготовить) мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

4.Иследовать состояния фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста.

5.Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

6.Оформить в группе уголок « Внимательные ушки».

7.С помощью дидактических игр побуждать детей приложить как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

8.Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

3.Анализ литературных источников.

Изучала методическую литературу по теме самообразования «Формирование фонематических процессов у старших дошкольников».  Методическое пособие Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом», периодические издания: журналы «Логопед», «Детство», «Игра и дети»; газеты «Первое сентября», «Семейный совет». Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения, разработала буклеты по развитию речи, широко применяла  интернет рессурсы для логопедической работы с целью внедрения инновационных технологий.

4. Система мер.

Прослушала вебинары на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», от издательства «Учитель», педагогического университета «1 сентября», участвовала на скайп мастер-классах, разработала картотеку речевых игр. Проведен мониторинг речевого развития на начало и конец учебного года, где в диаграмме показана положительная динамика речевого развития. Подготовила консультации для  родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника», «Грамматически правильная речь- залог успешного обучения в школе» (на сайте nsportal.ru/deshchica-nataliya-iosifovna).  

Провела семинар-практикум для педагогов: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

5.Результат.

Разработала рекомендации для воспитателей логопедической группы по использованию в коррекционной работе с детьми игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Систематизировала материал, апробировала игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза.

 Для преодоления выявленных нарушений были разработаны направления коррекционной работы и создана система игр для развития фонематического восприятия. Применение  игровых приёмов работы позволит детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематических процессов у детей с ОНР.

 Месяц

Деятельность по реализации темы

1

сентябрь

Изучение литературы по теме. Обзор  информации в интернет ресурсах по теме.

2

октябрь

 Разработала и   провела  мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года, по формированию фонематического восприятия.

3

ноябрь

Прослушала вебинары на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», от издательства «Учитель», педагогического университета «1 сентября», участвовала на скайп мастер-классах, разработала картотеку речевых игр.

4

декабрь

Подготовила консультацию для  родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника». Разработала рекомендации для воспитателей логопедической группы по использованию в коррекционной работе с детьми игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

5

январь

Провела семинар-практикум для педагогов: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Подготовила памятки для педагогов «Игры со словами и звуками»

6

февраль

Подготовила консультацию для  родителей «Грамматически правильная речь- залог успешного обучения в школе»

7

март

Создала систему игр для развития фонематического восприятия. Оформила уголок «Внимательные ушки»

8

апрель

Провела мониторинг.Систематизировала материал, апробировала игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию

Тема: «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей»....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...