Доклад: «Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Воспитатель: Ревина И.И.

20.12.2017

Круглый стол

Тема:

«Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципов преемственности дошкольного и начального школьного образования»

20 декабря 2017 года

 

Тема доклада:

«Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению»

 

В настоящее время проблема подготовки детей к школе  является актуальной.  Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Круглый стол

Тема:

«Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципов преемственности дошкольного и начального школьного образования»

20 декабря 2017 года

Тема доклада:

«Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению»

В настоящее время проблема подготовки детей к школе  является актуальной.  Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

Многолетний опыт педагогов - практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков. А те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными нашими задачами, как воспитателей подготовительных групп, являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5.  Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7.  Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Чтобы решить данные задачи, мы используем следующие методы.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель  подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и тоже? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.

Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему на наших занятиях предложено большое количество игровых упражнений.

Развивая и формируя школьно – значимые функции, при подготовке к школьному обучению можно и нужно использовать игры и задания разной направленности и сложности.

Для формирования целенаправленного внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти используются такие задания, как «Собери картинку», «Сложи квадрат», «Найди сходство и различие», «Посмотри и запомни»...

Для развития пространственных представлений, глазомера, развития мелкой моторики рук мы с детьми выполняем задания на прохождение лабиринтов, выкладываем узоры из геометрических фигур, кубиков, элементов мозаики, рисование фигур по точкам (контуру), разнообразные штриховки; игры с различными мелкими предметами: счётными палочками, крупой, зернобобовыми.

     При подготовке к обучению грамоте, мы играем в игры, которые помогают детям задолго до изучения грамматических правил овладеть грамотой, освоить навыки чтения, развить психические процессы, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей:

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук в слове», «Придумай слово на заданный звук, составь с ним предложение», «Назови первый  ударный гласный звук в слове», «Назови первый и последний   звук в слове», «Составь из слов предложение», «Собери из звуков слово», «Доскажи словечко», «Буквы спрятались» Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание; «Зашифрованная буква» Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

     Игры, направленные на математическое развитие, формируют не только элементарные математические представления, но и способствуют развитию логико-математического мышления. Помогают овладеть способами самостоятельного познания: разнообразное логико-математические объёмное и плоскостное моделирование «Танграм», настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Домино фигур», «Арифметическое домино», «Лото», игры в шашки, занимательные задачи, задачи-шутки, головоломки.

Развивающие игры нового поколения-«Блоки Дьениша» и «Палочки Кюизнера». Особенность игр:  они многофункциональны и универсальны (дети знакомятся с цифрами; цветом или формой; счет и.т.д.);  обеспечивают развитие детей по разным образовательным областям, одну и ту же игру могут играть дети от 2 до 7  лет и старше.

«Блоки Дьенеша» - это набор состоящий из 48 объемных геометрических фигур   (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  

Цель: формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам.

С помощью блоков дети учатся: выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти: одно, одновременно два, три или четыре свойства.

 С логическими блоками  дети выполняет различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут,  ищут, делят и т.д., а по ходу действий рассуждают.

 «Палочки   Кюизенера» - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Цель: формирование интеллектуальных умений, математических представлений.

Мы используем палочки как конструктор, с помощью палочек дети моделируют  предметы, геометрические фигуры, дети упражняются в порядковом, количественном счете, знакомятся с составом числа из двух меньших,  с образованием чисел второго десятка.

Активно используем дидактические игры по разным образовательным областям или по разным образовательным областям: "Части суток", «Времена года», «Когда это бывает?», «Изучаем время», «Сначала, потом», «Веселый счет», «Веселый паровозик», «Небо. Земля. Вода» Цель. Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

«В школу скоро мы пойдем» Цель. Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек, о правилах и экологических законов поведения в природе. Определить степень готовности детей к школе по темам природоведческих предметов.

«Поступи правильно» Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

«Виды труда» Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей = нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умиленного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

«Карта профессий» Цель. Выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользе, которую приносит деятельность людей различных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди. Развивать умение соотносить профессию человека с учреждением или сферой, где он работает. Воспитывать уважение к людям труда, стремление помочь другому, воспитывать самостоятельность.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную),  не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речёвка, слова её обычно разучиваются с детьми заранее.

  • Наряду с игровой деятельностью существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Поэтому эти виды деятельности мы стараемся, как можно чаще использовать на разных этапах. Так же дети умеют применять разные техники нетрадиционного рисования, аппликации и лепки.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В аппликации дети научились использовать различные материалы (вату, бумагу, салфетоки, природные материалы. Использовали пищевые продукты (крупы, макаронные изделия, яичная скорлупа и другие материалы, наклеивали разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики). Также используем нетрадиционные пластические материалы собственного изготовления - это тесто и бумажная масса.

 С сентября это была полугодовая задача нашего комплекса.

Для закрепления и систематизирования, а также формирования навыков самопроверки мы используем тетради на печатной основе, в которых предлагаются разноплановые задания. Показ

Организация образовательного процесса с применением презентаций, образовательных развивающих мультфильмов, то есть использование информационно - коммуникационных технологий,  дает нам возможность рассказать детям  о важных вещах:  виртуальные экскурсии  - виртуально "прогуляться" по музею, рассмотреть любые экспонаты. Часто для детей мы проводим организацию различных занятий по театральной деятельности, что помогает развить интересы и способности ребенка, детям очень нравится ставить спектакли, участвовать в различных досугах. (фото) 

Родители  так же являются участниками образовательного процесса, поэтому с ними проводятся консультации, индивидуальные беседы, выставляются папки передвижки по темам:  «Подготовка детей к школе», «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста», «Что необходимо знать первокласснику!», «Знакомим детей со временем», «Рекомендации о развитии мелкой моторики детей  в домашних условиях.» и т.д. которые помогают проводить  образовательную деятельность с детьми в домашних условиях, а также часто проводим совместные мероприятия: открытые занятия, мастер-классы, досуги, тематические родительские собрания.

И это лишь часть той огромной работы, которую мы проводим с детьми.

Систематическое   использование  данных образовательных технологий и методов  при подготовке детей к школьному обучению даёт положительные  результаты.

2. Навыки, умения и знания наших воспитанников на данный момент (на середину учебного года)  декабрь 2017

  • Дети уверенно владеют культурой самообслуживания. Выполняют обязанности дежурного по столовой, правильно сервируют стол, готовят и убирают свое рабочее место к занятиям и после них.
  • Могут объяснить, что нужно делать в случае травмы (алгоритм действий) и готовы оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться ко взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
  • Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели, при этом они могут внимательно слушать друг друга
  •  В играх дети могут отражать достаточно сложные социальные события. Могут самостоятельно придумать и организовать сюжетную линию, умеют договариваться
  • Дети знают времена года, месяцы, относящиеся к определенному времени года. Под руководством педагога называют явления и признаки природы соответствующие времени года. Понимают и называют дни недели, части суток. В настоящее время изучаем календарь. Учимся ориентироваться во времени по часам.
  • Ребята различают и называют виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицируют предметы, материалы из которых они сделаны. Знают название родного города, страны, знают флаг России. 
  • Развитие речи. Хорошо развито у детей свободное общения со взрослыми и детьми. Дети без помощи взрослого могут составить рассказ по серии сюжетных картин, составить описательный рассказ. При составлении рассказа по картине требуются наводящие вопросы, возникают сложности. У многих детей возникают трудности при пересказе рассказа (рассказ ограничивается короткими предложениями). Трудности в придумывании (сочинении) рассказа. Дети могут назвать антонимы слов, плохо называют синонимы.
  •  Подготовка к обучению грамоте. Дети понимают и называют, что такое звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Знают обозначение звуков (гласный-красный, согласный твердый-синий, мягкий-зеленый, громкий-глухой), выполняют звуковые схемы слов – определяют в какой позиции находится звук (вначале, середине, конце). Умеют делить слова на слоги. В тетрадях прописываем только печатные буквы и цифры.
  • Формирование элементарных математических представлений. Дети знают основные цвета и оттенки. Геометрические формы и объемные фигуры. Различают и соотносят размеры. Знают материалы, из которых изготовлены предметы. Называют прямой счет, возникают трудности в обратном. Умеют соотносить количество с цифрой. Дети знают арифметические знаки (+, -, =, знак больше и меньше), цифры на письме.  В настоящее время закрепляем ориентировку в пространстве, учим ориентироваться в тетради. Пользоваться линейкой. Изучаем монеты, циферблат часов. Работаем над составом числа до 10. Работаем над сложением и вычитанием чисел (по одному, по два). Учим детей составлять простые арифметические задачи.
  • Рисование. Дети правильно умеют держать карандаш, кисть, мелки в руке. Дети усвоили различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Детей умеют использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета,  применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).  Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Дети могут планировать свою работу, потом оценивают со сверстниками, что нарисовали. Умеют анализировать свойства предметов и явлений, которые неоходимо отразить в рисунке. Продолжаем рисование с натуры. В рисование с натуры – используется карандаш простой, ластик.
  • Лепка. В лепке мы используем материалы - глина, пластилин.  Дети умеют лепить по частям и из целого куска. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности предметов. Дети лепят животных (собаки разных пород, курица и петух, утка и гусь). Лепят фигуру человека. Передают состояние положения (курочка клюет зернышки) и передачу фактуры (шерстка, перышки).
  •  Аппликация. Дети умеют изображать предметы, несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги. На занятиях мы используем разные  материалы (разные виды бумаги, крупы, ракушки, природным материалом), дети познакомились с их свойствами, выразительными возможностями, приобрели навыки работы с ними. Ребята правильно и уверенно пользуются ножницами, клеем. В аппликации освоили приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. Дети владеют приемами вырезания геометрических фигур, самостоятельно составляют изображения. Умеют складывать лист в разных направлениях. С детьми мы примененяем техники симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразные способы прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации.
  • Конструирование Дети умеют анализировать образец постройки. Могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. Создают постройки по рисунку. Умеют работать коллективно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) Воспитатели подготовительных групп СП 7: Савушкина И,В., Ревина И.И. Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению (часть1)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) Воспитатели подготовительных групп СП 7: Савушкина И,В., Ревина И.И. Опыт работы по использованию активных методов, образовательных технологий по подготовке воспитанников к школьному обучению (часть2)

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

В статье перечислены нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Нетрадиционные методы коррекционного воздействия могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий....

«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но , как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять дру...