«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему

Авсюкевич Наталья Ивановна

Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это са­мому».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»

 

Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам.

М. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:

  1.  Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.
  2. Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и  внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).
  3. Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для проявления его  активности.

      Стэндинг укладывает всю педагогическую систему М. Монтессори в следующие пять принципов:

  1. Дети способны к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.
  2. Дети любят порядок и особенно наслаждаются повторением тех действий, которыми уже овладели в совершенстве.
  3.  Дети предпочитают работу игре, дидактические материалы — игрушкам.
  4.  Чтобы заинтересовать детей, награда и наказание необязательны.
  5.  Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.

      Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у этого ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, а как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыло мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех».

      Именно сейчас, в наше время, особую ценность приобретает утверждение Марии Монтессори, что «изучение любого предмета надо начинать с изучения самого ребенка».

      Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.
     Монтессори-класс охватывает ряд зон. Одной из них является зона практической жизни, которая  имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.

       Благодаря активной работе с рамками ребенок развивает координацию движений, тонкую моторику.

       Рамки устроены так, чтобы маленькому ребенку было легко с ними работать, например, ткань натянута на раму с провисанием, чтобы при работе застежка не «висела», а лежала на столе. Этот материал значительно облегчит ребенку работу по освоению разнообразных видов застежек и завязок на собственной одежде, позволит ему быстрее стать независимым и самостоятельным.

        В комплект входят 12 деревянных рамок, на которые натянута прочная ткань, или кожа с застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, банты, молния, кнопки для одежды, липучка, ремни, шнуровка, булавки, крючки, кнопки бельевые.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками.

Материал.

В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель:

развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест-накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнения полностью или только часть.

Контроль над ошибками:

половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение:

завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

                                            

      Таким образом, для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Применение игровых технологий в практике работы с детьми раннего возраста

Опыт применения игровых технологий в организации игр-занятий с детьми раннего возраста...