Проект "Светлая Пасха" для средней группы ДОУ
проект (средняя группа) на тему

Цыбикжапова Елена Бато-Мунхоевна

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»«от сердца к сердцу».

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.

Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pasha_na_sayt.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект «Светлая Пасха»

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 11.04-17.04.2017

Тип проекта: познавательно – творческий.

Цель проекта: - Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «ПасхаСветлое Христово Воскресенье». - Возрождение традиций народной культуры.

Результат проекта: получение новых знаний, творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»«от сердца к сердцу».

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.

Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Задачи проекта по образовательным областям:

«Познавательное развитие»:

Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

«Речевое развитие»:

Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;

Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.

«Социально – коммуникативное развитие»:

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

«Художественно – эстетическое развитие»:

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

«Физическое развитие»:

Содействовать развитию двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.

Подготовительный этап:

Беседа на тему «Что такое пасха

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Основной этап:

Использовались различные виды совместной интегрированной деятельности по реализации образовательных областей.

«Познавательное развитие»:

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха»,

Рассказ воспитателя «Подарки от Курочки Рябы».        

Показ познавательной презентации о Пасхе.

Знакомство с пасхальными играми.

«Речевое развитие»:

Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце»,

Чтение стихотворения Л. Шишкиной «Апрель»,

Знакомство детей с закличками, стихами.

Обсуждение – выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца,

«Социально-коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра «Семья»,

Беседа об этических нормах – поздравление с праздником, дарение подарков,

 «Художественно-эстетическое развитие»:

Конструирование из бумаги «Пасхальная корзинка»,

Рисование «Пасхальное чудо»,

Аппликация «Верба к празднику» 

 

Заключительный этап:

Выставка творческих работ детей.

Создание мини- музея «Пасхальное чудо»

 Работа с родителями:

Изготовление с родителями поделок к Пасхе для мини- музея.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Результат проекта: Создание мини-музея «Пасхальное чудо»

Материал к проекту:

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Цель беседы: - Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Ход беседы:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу«Раскрасил сам».

16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальнойсветлой, святой. Люди ходили друг к другу в гости. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

Цель беседы: - Развивать познавательную активность детей; - Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.

Ход беседы: - Сегодня я вам расскажу – почему мы красим яйца. Послушайте мой рассказ: - «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народеПасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Кто же вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось яйцо: - Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Это интересно знать!

Пасха – Светлое Христово Воскресение – древний христианский праздник, основной в христианском богослужебном годе. Пасха отмечается всеми христианами мира. Богословы называют её «царём дней»«праздником из праздников» и «торжеством из торжеств». Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но ив широким бытованием в народной среде представлений о весеннем пробуждении природы. Человек должен встретить Пасху обновлённым духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой следует навести порядок в доме, отбросить все дурные мысли, забыть зло и обиды

Заклички и обрядовые песни на Пасху

Заклички и обрядовые песни на Пасху – непременный атрибут старорусских праздников. Почти в каждой из них присутствует упоминание про символ Пасхи – крашеное яичко.

Ай, качи, качи, качи,
Несёт дед куличи,
А бабушка пасочку –
К светлому праздничку.
Будет Ваня разговляться,
Крашеным яичком любоваться.
***
Ой, хозяюшка,
Наша матушка,
Дари ты нас,
Не держи ты нас.

А наши дары
Малы – невелики:
Кусок сала,
Яиц пара.
В дверь не идите,
В окошко подадите.
Дай тебе, хозяюшка,
Коровку с телёночком,
Овечку с ягнёночком,
Свинку с боровком,
Петушка с гребешком.
***
Далалынь, далалынь!
— Ты дома, не дома, хозяинушка?
Он не кажется – величается,
Сидит за столом, подпершись рукавом.
Хозяинушка, не вели томить,
Не вели томить, прикажи дарить!
Что есть в печи,
Нам в окно мечи.
Далалынь, далалынь!
Да по яичченьку!
А не дашь пирога –
Мы коровку за рога;
Не дашь сала кусок –
Мы свинью за усок;
Не дашь варенец –
Мы прогоним всех овец.
Далалынь, далалынь!
***
Сейся, родися,
Жито, пшеница,
Всякая пашница!
На счастье, на здоровье,
На весь Новый год,
Чтоб лучше родилось,
Чем в старый год!
***
«Прочь же, ecu скорби и горьки печали,
Прочь стыдите в безвестные краи;
Уже бо темные облаки прогнаны,
Прошел страх-трепет и плач нечаянный;
Се же ведро, дни веселы,
И свет во тьме пришел велий.
Сонного осветили, мир обвеселили
Се солнце красно —
Христос воскрес славно!»…
***
«Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать,
Во столы столовать!»
***
«3-за там-той горы з-за высокой
Выходит нам там золотой крест.
Славен си, славен си наш милый Боже,
На высокости в Своей славности славен си!
И пид тим хрестом
Сам милый Господь:
На Йому сорочка та джунджовая (жемчужная),
Та джунджовая, кервавая.
Ой, ишло дивче в Дунай по воду,
Тай воно видело, та же Руський Бог,
Та же Руський Бог из мертвых устав»…
***
Ты, хозяинушка,
Ты, наш батюшка,
Не вели томить,
Прикажи дарить!
Возьми сито,
Выноси жито,
Да каждому певцу –
По красному яйцу.
А не хочешь дарить,
Иди с нами ходить,
Грязи месить,
Людей смешить.
Мы тебя славим,
С праздником поздравляем!

Пасхальные игры: игры, в которые играют на Пасху взрослые и дети

Как известно, Пасхе предшествует длительный пост, в течение которого христиане должны воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц. И если сейчас вопрос «держать пост или нет?» человек решает для себя сам, то раньше это было обязательной частью жизненного уклада, чему способствовала и поддержка со стороны государства. Например, в дореволюционной России во время особенно строгих недель Великого Поста — первой и последней, закрывались питейные заведения, прекращалась торговля мясом, отменялись балы и прочие увеселения.

И, конечно, православные люди с нетерпение ждут этого Великого праздника, начиная готовиться к нему заранее. В течение почти всей Страстной недели – с понедельника до четверга. В понедельник-вторник раскрашивали яйца, в среду-четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные яства в церкви. Блюда с освященными куличами, пасхой, яйцами всегда ставили в центре праздничного стола. Традиционно пасхальный стол на Руси – очень сытный и обильный. Осталось в веках свидетельство о пасхальном застолье князя Николая Васильевича Репнина, вельможи эпохи Екатерины II:

«…На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший агнца Божия. Затем стояли четыре больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят. Двенадцать оленей с золотыми рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали двенадцать месяцев года, иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской Пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей; затем мазурки (это нечто вроде сладких лепешек), жмудские пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами. За ними столько же баб; бабы эти были украшены вензелями и надписями». – (М. И. Пыляев. “Старое житье”)

Конечно красили яйца! Яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается – может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Еще были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником. А вот еще несколько интересных игр:

Пасхальные игры

Катание яиц

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.

Поиск пасхальных яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!

Эстафета с яйцом

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Найди наперсток

Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.

Подарки

Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют — они пока не знают, что «пришлют» им «родственники». Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты. «Путешествие» продолжается не более пяти минут — за это время водящий должен придумать, кому что привезти.

Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь — сапоги, самовар, суп, сундук и т.д. Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего — запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно. Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.

— Был у вашего дедушки, — обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, — он прислал вам ошейник. Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют — он обязан отдать свой фант.

Кто ведущий?

В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например, хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним. Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача — обнаружить, кто ведущий. Это совсем непросто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.

Фанты

Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....