Информационно-образовательная программа "Музейная педагогика в детском саду"
рабочая программа по теме

Замышляева Ирина Валентиновна

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-obrazovatelnaya_programma.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №23»

Инновационная образовательная

программа

Автор: старший воспитатель Замышляева И.В.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики: 

       • Освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

      • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

      • Формирование у дошкольников представления о музее.

       • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

      • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. 

Для разработки технологии использования музейной педагогики выделены следующие принципы:

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
  • Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  • Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Этапы создания мини-музеев

1.Организационный этап: 

- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);

- сбор экспонатов;

- оформление мини-музея (учёт эстетических норм, соблюдение правил безопасности);

- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

2. Практический этап:

- открытие мини-музея с приглашением детей, родителей;

- работа по перспективно-тематическому плану, в котором спланированы занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки.

3. Заключительный этап

- расширение тематики экспозиций;

- подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта.

Формы работы в мини-музее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.

Заключение

Реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО дает возможность:

        1. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

       2.  Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

      3.   У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Вывод: музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Вальдорфская педагогика в детском саду

Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...