Применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности.
статья (старшая группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна
Информационно – коммуникативные технологии; здоровье сберегающие технологии; проектная технология; технология исследовательской деятельности; социо – игровая технология; личностно-ориентированная технология; технология портфолио; лего – технология; технология мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности.

Использование информационных технологий позволяет  сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

В своей работе я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий: в подготовке к НОД  при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейших  наглядных,  и видеоматериалов.

Для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми  я создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint  или использую презентации из Интернет-ресурсов. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее.  Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу.  Например, дидактическое упражнение  «Что перепутал художник?», «Посчитай»,  «Угадай, что за птица?», «Четвёртый лишний» и др.  С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Интернет дает возможность создать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики,  физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов, готовые раскраски, лабиринты для развития мелкой моторики, методические материалы по образовательной деятельности, мультфильмы к праздничным событиям и проектам.

         При выступлении на педсоветах, семинарах я дополняю свои доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации.

Использую презентации,  для повышения педагогической компетентности родителей при  проведении родительских собраний.

Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками включаю в презентации - отчеты.

Периодически участвую в работе сетевого профессионального сообществ: MAAM.RU, где размещаю конспекты проведённых занятий, проекты, материалы для родителей.

Имею свой личный мини - сайт, размещенный в Социальной сети работников образования  https://nsportal.ru/lyudmila-zemlyakova. Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, различных творческих  конкурсах. В  процессе образовательной деятельности оформляю документацию группы, готовлю материал для оформления родительского уголка с помощью программы Microsoft Office Word.

Используя информационно-коммуникационные технологии, не забываю о здоровье сберегающих технологиях, требованиях Сан Пина.

В  образовательной деятельности с детьми  дошкольного возраста  я использую разнообразные здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение  и укрепление физического и психического здоровья:  

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (из Устава ВОЗ).

В своей работе я применяю  следующие  виды здоровье сберегающих технологий;

технологии сохранения и стимулирования здоровья детей: 

Подвижные  игры  как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Подвижные игры помогают детям получить необходимую физическую нагрузку, а также обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,  провожу  физкультминутки.

Пальчиковая гимнастика  является очень важной частью работы по
развитию мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. Работу по развитию движений пальцев и кистей рук провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.

В зависимости от характера деятельности в физкультминутки включаю гимнастику для глаз, главной задачей гимнастики для глаз является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Дыхательную  гимнастику.  Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара), «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки).

Бодрящая гимнастика.   Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Эффективным приемом  становится бодрящая гимнастика. После выполнения бодрящей гимнастики дети встают,  выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т.д. На массажных ковриках выполняют задания: пройти, потоптаться, перепрыгнуть и т.д. 

После проведения бодрящей гимнастики проводится умывание. Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающее снятие психического напряжения под спокойную классическую музыку. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. После дневного сна и перед отдыхом детей применяю упражнения «Морская звезда», «Черепашки».

Технология обучения здоровому образу жизни;

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика

Игровой самомассаж - способствует формированию осознанного отношения детей к своему здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.  Методика самосассажа помогает детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Важно отметить, самомассаж проводится с учётом психо – эмоционального состояния детей.

Занятия из серии «Азбука здоровья»

В образовательной деятельности провожу  циклы бесед: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Коррекционные технологии;

Музыкотерапия -  обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. 

Сказкотерапия – совместно или индивидуально составляем сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находим пути их решения или обсуждаем поучительные народные сказки.

 Технология валеологического просвещения родителей:  Провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации, памятки, оформляю папки – передвижки по вопросам здоровье сбережения. Применение здоровье сберегающих технологий способствовало повышению результативности  образовательного процесса, формированию у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье, улучшению соматических показателей здоровья детей.

Метод проектов как педагогическая технология

Основной целью проектного метода в ДОУ развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.  В ходе реализации проектов осуществляется поддержка  детской инициативы, развивается познавательный интерес к различным областям знаний,    творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектный метод позволяет установить партнёрские отношения между родителями и воспитателями.

В течение учебного года в нашей группе были реализованы следующие проекты:

  1. Творческий проект «Игры народов Поволжья»;
  2. Творческий проект «День матери»;
  3. Исследовательский, творческий «Мастерская деда мороза»;
  4. Здоровье сберегающий, исследовательский  «Что за чудо это мыло»;
  5. Информационно – творческий «Защитники Отечества»;
  6. Познавательно – творческий «Пасха. Обычаи и традиции»;
  7. Исследовательский проект «Какой он сахар?»;
  8. Познавательно – творческий «Любимые сказки Пушкина»;
  9. Познавательно – творческий «Край, в котором мы живем»;
  10. Информационно - познавательно – оздоровительный «Разноцветные странички лета»
  11. Познавательный - "Взаимодействие ДОУ c учреждениями культуры Базарного Карабулака";
  12. Информационно – творческий «Это наша Победа»;
  13. Продуктивный, творческий, познавательно-исследовательский – «LEGO- конструирование»;
  14. Познавательный – «День семьи, любви и верности»;
  15. Познавательно – творческий ко Дню матери "Мама – солнышко мое".

В результате проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Дети стали  более активными, расширился круг задаваемых ими вопросов. Высказывают свои предположения, идеи для решения проблемы. Активно помогают в подготовке презентации (участие в празднике, оформление выставки, книжек, изготовление подарков).

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Работа с детьми  была направлена на создание условий для исследовательской  деятельности в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Особое внимание уделяется опытнической деятельности, где ребёнок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно – поисковых ситуаций.   При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:

- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

На протяжении всего учебного года проводились НОД и опыты эксперименты по темам.

Экспериментирование с песком и глиной: «Песчаный конус», «Песочные часы». «Глина, какая она?»

Экспериментирование с водой: «ходят капельки по кругу», «Жидкое – твёрдое», «Испарение». «Конденсация».

Экспериментирование с воздухом : «В воде есть воздух», «Парусные гонки».

Экспериментирование с деревом: «Посадим дерево», «Почему осенью желтеют листья?»

Экспериментирование с магнитом : «Притягивает – не притягивает?», «Как достать скрепку из воды?»

         В свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом, полученные в организованной образовательной деятельности знания и умения. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий.

Приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих

 проектов «Я – исследователь».

Применение технологии исследовательской деятельности способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе. У детей возросла познавательная активность и интерес к окружающему  миру.

Большую помощь в организации непрерывной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);

- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей, широко использую различные развивающие, творческие, подвижные игры.

В своей практике я использую игры – задания для рабочего настроя. «Настроение», «Что слышно?», игра с клубком «Подари комплимент другу», «Делай как я!».

Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

Во время образовательной деятельности организую, игры в парах «Составь изображение из геометрических фигур», «Что я загадал?», «Строители».

Деление на пары происходит как по желанию, так и на использовании специальных приёмов (разрезные, парные картинки, по цвету волос, по цвету одежды и др.).

 Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу. Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс   как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого. Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 5-6  лет.  «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Клеевой ручеёк», «Магазин игрушек», «Радио», «Пресс - конференция» и др.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Системное использование социо-игровой технологии, как в НОД, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей,  дает возможность:

научиться эффективно, общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным;

способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Особое внимание уделяю технологии личностно-ориентированного подхода, так как считаю ее эффективной для развития социализации и индивидуализации ребенка.  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личности ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Способы взаимодействия предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера. В образовательной деятельности делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении. Планирую  совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру; чувства радости (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры)развитие индивидуальности ребенка.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом  технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

На родительском собрании рассказала родителям о роли портфолио и его структуре.

Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных, неравнодушных родителей, была создана папка, служащая примером.

Рассказала детям, что за «волшебную книжку» мы начали собирать и для чего.

 Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

LEGO технология– это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. 
            При конструировании у ребят формируется высокая сосредоточенность внимание. Прежде чем приступить к созданию конструкции, ребята рассчитывают, продумывают, последовательность и точность работы. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

             Эффективность воспитательно-образовательной работы в группе, повышается, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование  технологии ЛЕГО - конструирования дает возможность родителям участвовать в совместных выставках с детьми («Мир - лего»). Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому свою значимость в общем деле.
             ЛЕГО - конструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность. Ребята  с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире через такие темы как, «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Такой разный транспорт», «Корабли».

           С помощью конструктора «LEGO» можно реализовать (в зависимости от того какая преследуется цель) все пять образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром «LEGO» используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

             Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Конструирование фигур помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

          Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
           Использование ЛЕГО-конструирования позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности детей, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения.

Технология мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию.

Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

Технологию по мнемотехнике применяю на практике второй год. Успешность работы по использованию метода мнемотехники по познавательно-речевому развитию определяется организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды. В группе собрана большая картотека мнемотаблиц, алгоритмов, настольных печатных и самодельных  игр, которые  находятся в свободной доступности для ребят. Использование мнемотехники в составлении рассказов-описаний подтолкнуло на создание совместно с родителями в домашней обстановке пособий «Мнемозагадки», «Мнемоскороговорки», «Моя любимая мнемосказка», «Мнемосалат».  При чтении самодельных схем дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.  Вследствие, применения мнемотаблиц, заметила,  высокий интерес к чтению мнемотаблиц - загадок, скороговорок, речь детей  становится более быстрой и последовательной. Дети стараются выразительно передавать  диалоги персонажей,  упражняются в использовании разнообразных грамматических конструкций. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

          Использование педагогической технологии – метода мнемотехники, является эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствует сохранению самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека и в то же время обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы, что соответствует ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА МОЕГО УЧАСТИЯ по итогам проведения XXI Межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Применение современных воспитательных технологий в образовательной организации: проблемы, опыт, перспективы»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА по итогам проведения XXI Межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Применение современных воспитательных технологий в образовательной организации: про...

Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (методические рекомендации)

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....