Главные вкладки

    Мастер - класс «Методика организации исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях».
    статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

    Демина Галина Петровна

    Материал о знакомстве с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования  данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических конференциях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dyomina_master_-_klass.docx31.54 КБ
    PDF icon master_klass_issledovatelskaya_deyatelnost.pdf1.58 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дёмина Галина Петровна

    воспитатель МБДОУ д/с №24

    Мастер - класс

    «Методика организации  исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно  - практических конференциях».

                План работы мастер - класса:

     1.  Теоретическая часть: «Знакомство с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования  данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических конференциях».

    2.    Практическая часть «Игра  - имитация: обучение детей методам исследования»

    3. Рефлексия            

            1. Знакомство с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования  данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических конференциях.

                    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка.  Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

                     Смыслом исследования в сфере дошкольного образования есть то, что его главной целью является развитие личности ребёнка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Цель детской исследовательской деятельности заключается  в приобретении детьми функционального навыка исследования, как способа освоения действительности, активизации личностной позиции ребёнка на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного ребёнка).

                    Основанием для внедрения в педагогическую деятельность методики организации исследовательской деятельности послужила подготовка детей группы к участию в различных мероприятиях интеллектуальной направленности: городской научно – практической конференции Умное поколение, дистанционных конференциях, конкурсах, викторинах.  В процессе изучения специальной литературы я познакомилась с методикой исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова. Данная методика оригинальна, интересна, результативна. Способствует формированию самостоятельности, инициативы и развитию детской одарённости.

            автор выделяет 2 этапа в обучении детей исследовательской деятельности: тренировочный этап (включается вся группа детей) и самостоятельные учебные исследования.

                    Проведём краткий обзор  этапов исследовательской работы с детьми дошкольного возраста на тренировочных занятиях.

    1 этап - выбор темы.  

    На тренировочном этапе роль воспитателя – наставника заключается в том, чтобы

    научить ребёнка методам и приёмам научного исследования.

    Для выбора темы используем карточки с изображениями. Каждый ребенок либо подгруппа детей выбирает себе для исследования то, что хочет (любой предмет, объект или явление).  

    Детям предлагаются папки  исследователя, где находится весь нужный для деятельности материал.

            2. Этап  -  сбор материала по выбранной теме:

           Даём детям представления о том, что сбор материала происходит несколькими способами.

             Сначала предлагаем детям подумать и вспомнить, что они знают об этом предмете и зафиксировать с помощью символов. Дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко, свободно и заинтересованно.           

    Знакомим детей с карточкой, обозначающий данный способ «Подумать самостоятельно». 

            «Спросить у другого человека»

            Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться  нами как одна из важнейших целей педагогической работы.    

            Предлагаем ознакомиться с карточкой – символом.

            «Узнать из книг»

            Можно посмотреть иллюстрации. Для проведения детских исследований это прекрасный источник. Воспитатель может прочитать нужный текст  и помочь с помощью символов зафиксировать новые идеи. Для этого метода также есть свой символ.

            «Наблюдение и эксперимент»

            Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если есть возможность наблюдения за живыми объектами, предлагаем детям использовать данный метод во время исследовательской деятельности, либо знакомим с картой  - символом и предлагаем понаблюдать за объектом в домашних условиях, а сейчас воспользоваться другими методами.

            Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока.  Поэтому работу по сбору информации на первом тренировочном занятии надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно – можно не акцентировать на этом внимание.

    3. Обобщение материала.  

            Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем  листочки с записями  и начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.

    4. Сообщение

            Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщения.  

            Естественно, что качество предоставленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения.

            Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Таких занятий автор предлагает 2-3. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему этапов исследования, можно перейти к другому варианту организации: самостоятельные учебные исследования.

              С этого момента начинается подготовка ребёнка к участию в детской научно – практической конференции.

            Подготовка и участие дошкольника в таком серьёзном мероприятии как научно – практическая конференция  даёт ребёнку развить свой интеллект в творческой самостоятельной деятельности с учётом его особенностей и склонностей. В ходе работы над темой дошкольник осознаёт свою значимость, развивает познавательную активность, любознательность, самостоятельность.         

             Детское самостоятельное исследование по Савенкову включает в себя следующие основные этапы (вы видите их на слайде):

            - выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

            - выработка гипотез (предположений);

            - поиск и предложений возможных вариантов решения;

            - сбор материала;

            - обобщение полученных данных;

            - подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);

            - защита.

           Исследовательская работа, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, должного эффекта не даст.

            Общие требования к выбору темы разработаны А. И. Савенковым вы видите на слайде.

    Главное на этапе планирования деятельности – формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Это является крайне сложным делом для дошкольника и здесь становится важным умение воспитателя ненавязчиво, не лишая ребёнка самостоятельности помочь ему в этом.

    Обучаем ребёнка видеть проблему с помощью несложных упражнений и игр («Посмотрите на мир чужими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; Тема одна — сюжетов много (рисование)).

    Далее учим выдвигать гипотезы. Рассказываем ребёнку, что гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка. Обычно гипотезы начинаются словами:

    *        предположим...

    *        допустим...

    *        возможно...

    *        что, если...

    Пробуем определить с ребёнком несколько гипотез, начиная фразу с выше обозначенных слов и выберем наиболее интересную. Тренируем умение с помощью различных упражнений («Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий», «Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий»; «При  каких  условиях  каждый  из  этих  предметов  будет  очень  полезным?»; «При  каких  условиях  эти  же  предметы  могут  быть  совершенно бесполезны и даже вредны?»). 

    На организационно – исследовательском этапе ребенку требуется помощь в сборе и обработке первичной информации. Очень важным является помочь ребёнку пользоваться различными информационными носителями от книги до компьютера. Вместе с ребёнком ищем информацию, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, знакомимся с интернет ресурсами. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках.

     Наблюдения, опыты, опросы друзей, родителей, знакомых, ребенок, как правило, проводит самостоятельно, как в детском саду, так и дома. Здесь нужно провести подробную консультацию с родителями о том, как провести опыт или эксперимент дома, как помочь ребёнку обработать и зафиксировать полученную информацию.

    Для обобщения информации учим ребёнка задавать вопросы, давать определения, классифицировать, используя игры и упражнения (например, игра «Что лишнее»  - панцирь, маленькая голова, на лапках коготки, любит есть капусту, гладкая шёрстка)

    Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

    1.        Почему избрана эта тема.

    2.        Какую цель преследовало исследование.

    3.        Какие ставились задачи.

    4.        Какие гипотезы проверялись.

    5.        Какие использовались методы и средства исследования.

    6.        Каким был план исследования.

    7.        Какие результаты получены.

    8.        Какие выводы сделаны по итогам исследования.

    9.        Что можно исследовать в этом направлении дальше.

    Текст фиксирует, конечно, взрослый, но вместе с ребёнком оформляем его в виде презентационного стенда.

    Чтобы подготовить маленького исследователя к тому, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий и в се присутствующие могут задавать вопросы автору, к  ответам на них нужно быть готовым. Обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

    Далее задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку словесно представить результаты своего исследования. С помощью упражнений и игр воспитатель, педагог – психолог, родители работают над развитием коммуникативной культуры ребёнка, уверенности в себе во время выступления перед аудиторией. Например, упражнение на артикуляцию:

    Простокваши дали Клаше, 

    Недовольна Клаша:

    - Не хочу я простокваши,

    Дайте просто каши!

    Дали вместо простокваши

    Каши нашей Клаше:

    - Не хочу я просто каши

    Так - без простокваши!

    Упражнение  на формирование речевых умений «Пресс-конференция»: развивает умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

         Вот и закончилось научное выступление. Удачным был первый опыт, или следует работать над каким либо этапом более основательно – задача педагога  - наставника. Ребёнок  - триумфатор в любом случае. Он многому научился и теперь при необходимости сможешь добывать знания самостоятельно.

    Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

    Таким образом, без целенаправленной систематической работы педагога – наставника, участие ребёнка в научно – практической конференции будет стихийным не развивающим явлением. В течение 3- х лет мною подготовлено 2 победителя городской научно-практической конференции «Умное поколение». Работа продолжается.

    2.  Игра  - имитация: обучение детей методам исследования

    Мастер: Я предлагаю вам в игровой форме  реализовать тренировочный этап обучения детей исследовательской деятельности. Так как это игра, нам нужно  взять на себя роли. Предлагаю Вам перевоплотиться в детей, а я буду Вашим воспитателем.

    Для того чтобы сделать игру более концентрированной, создайте, пожалуйста, каждый для себя бейджик с именем (перед вами листочки и булавки). Кроме того, некоторые из Вас получат небольшие инструкции к своим ролевым действиям. Так как все дети разные и во время совместной деятельности может произойти любой поворот событий, мы попробуем обыграть некоторые типичные ситуации.

    Итак, перевоплощаемся (Раздаём бумажки с ролевым поведением  - по 1 на подгруппу).

    Ребята, вспомните, вчера мы с вами говорили про учёных – исследователей. Сегодня мы с вами сами превратимся в ученых, и будем проводить настоящие исследования. Вы будете работать в лабораториях, в каждой лаборатории по 3 человека.  

    Вначале учёные выбирают интересную тему для исследования. Откройте, пожалуйста, папки исследователя. У вас есть карточки с животными. Договоритесь друг с другом, какое животное будет сегодня исследовать ваша лаборатория.

    Какая тема исследования будет сегодня в вашей лаборатории? А в вашей? В вашей? Проблемная ситуация: один ребёнок выбрал тему отличную от других детей подгруппы.

    Решение: Он будет работать в этой же лаборатории, только самостоятельно.

    Мастер: Если вам будет удобней, можете оставить только карточку с темой, а остальные убрать обратно в папку. 

    Ваша задача собрать как можно больше сведений о животном, которое вы выбрали, а как это можно сделать?

    Ответы участников.

    На каждый ответ мастер показывает соответствующую карточку. Дополняет ответ, теми методами, которые не назвали.

    В папке исследователя у вас есть карточки с методами, можете выбрать любые методы, которыми вы сегодня будете пользоваться. Если вы разложите их по  порядку на столе, то получится план ваших действий.

    У вас в папке есть маленькие листочки и карандаши, вы можете фиксировать результаты исследования с помощью схематических рисунков. Например, вот так я изобразила, что попугай живёт на свободе в жарких странах.  

    Можно приступать к исследованию, если кому – то нужна моя помощь  - обращайтесь. Постарайтесь воспользоваться всеми методами исследования, которые возможны.

    Процесс исследования, решение мастером возникающих проблемных ситуаций.

    Один ребёнок малоактивный – сидит, не включается в деятельность. Мастер проводит с ребёнком индивидуальную беседу. В безоценочной форме задаёт наводящие вопросы, выясняя причину нежелания ребёнка включаться в общую деятельность. Предлагает ребёнку наиболее интересный для него метод исследования.

    Мастер: Учёным пора обобщать наработанную информацию. Если кто-то считает, что исследование не закончено, обобщите ту информацию, которая есть, вы будете иметь возможность закончить в другое удобное время (вечером, либо завтра утром).

    Сейчас  учёные обобщат информацию в своих лабораториях, подготовят небольшой доклад и выберут одного докладчика, который будет выступать перед публикой и рассказывать о том, что вы узнали по теме.

    Участники делают доклады. Задают вопросы.

    Воспитатель подводит итог: все учёные замечательно работали, узнали много нового и смогли передать это в своём докладе. Всем учёным вручаются медали за маленькие, но важные открытия.

     Мастер:  На этом, уважаемые коллеги игра закончена, спасибо участникам за активную деятельность и умение перевоплощаться.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.  Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

    2.  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.

    3.  Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.

    4. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40

    5.   Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.

    6.  Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по подготовке детей к участию в конкурсе «Я-исследователь»

    Статья содержит пошаговый алгоритм действий педагога, родителя и ребенка при реализации исследовательского проекта....

    «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

    Статья о подготовке детей к школе в детском саду....

    Информационный стенд "Подготовка детей к поступлению в детский сад"

    Информационный стенд "Подготовка детей к поступлению в детский сад"...

    Консультация для родителей «Подготовка детей к поступлению в детский сад»

    К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни....

    Проект «Подготовка детей к школе в детском саду, с учетом ФГОС ДО»/

    Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодейст...

    Подготовка детей к школе в детском саду с учетом ФГОС ДО

    Цель: - формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; - создание условий для информационной подготов...

    Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

    Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....