Доклад "Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей"
материал на тему

Панькина Оксана Ивановна

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей

 Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармоничным мы можем назвать такое воздействие ребенка с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.                                                                   По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.                                               Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.                                                                       Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является сон, питание, закаливание, оптимальная двигательная активность, в которую входят  прогулки, оздоровительные игры и соблюдение режима дня.                                                                                                       В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению учёных, часто свидетельствует о том, что ребёнок не досыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1-2 часа в сутки, примерно 5%. Причина – неумелая организация сна дома. Ребёнок с 2 до 3 лет должен спать не менее 14 часов, с 4до 5 лет-13 часов, с 6 до 7 лет- 12 часов в сутки. Существует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребёнок засыпает под звуки телевизора, разговоры, это довольно серьёзное заблуждение. Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого, полноценного сна, нервная система не получает полноценного отдыха. Ребёнок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.                                                                                        К сожалению, процесс укладывания ребёнка в постель превращается в тягостную для ребёнка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают требования к охране сна ребёнка.

Какими же должны быть условия для полноценного сна?

1) Основные условия полноценного детского сна.

 а)  Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется, убедившись, что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова. Обычно взрослые боятся открыть форточку или окно, чтобы не простудить ребёнка. Это не правильно. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания.                                                                                                                                                    б) У ребёнка должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж и сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания ребёнок засыпает уже через 5 мин.                                                                                                                                                         в) В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, “Засыпай, Танюша… Спи, мой хороший” и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.

  На втором месте после сна идет организация питания.

2) Психологические аспекты организации питания детей.

Психологический комфорт детей во многом  зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи.

        Кормить ребёнка следует 4 раза в день.

        Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов.

        Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребёнка, что бы обеспечить ему спокойный сон. Не следует, принуждать ребёнка кушать. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует кушать, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.                                                                                                                              На третьем месте -  закаливание детей.

 Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребёнка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.                                                                  Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры – это ходьба босиком по мокрым дорожкам- стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для реализации адаптации организма к факторам внешней среды;                                                                                                   влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Намоченным вафельным или махровым полотенцем неторопливыми массажными движениями обтирают сначала руки и ноги (от пальцев вверх), затем грудь и спину (от середины к периферии). Если температура воздуха высока, то вытираться насухо необязательно; если же в помещении или на улице, где проводится процедура, холодно, лучше протереть оставшуюся влагу на теле, особенно на груди и спине.. Эту процедуру легко усваивают самые маленькие ребятишки.                                        Также полезно проводить воздушные ванны. Совершенно естественно дети принимают воздушные ванны при подготовке ко сну и после пробуждения: для этого ребенку достаточно просто спокойно полежать на кровати без одеяла в одной майке либо без нее. Закаливающий эффект для детей старше 5 лет будет только при температуре воздуха менее 20 °С;                                                                                           ванны воздушные в движении — их можно проводить например, при проведении утренней гигиенической гимнастики, а также во время подвижных игр на улице.                                                                                                  Следующим очень важным средством для снятия нервного напряжения является организация двигательной деятельности  детей.

- Утренняя гимнастика

- Прогулка

- Оздоровительные игры

- Физкультурные занятия

- Физкультминутки, динамические паузы.

- Спортивные праздники

- Музыкальные развлечения.

Оздоровительная утренняя гимнастика непременный компонент физического развития и закаливания. Цель утренней гимнастики поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребёнка. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренних гимнастик включают только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий…                                                                                                                           Утренняя терапевтическая гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способностей организма лучше усваивать кислород.

Еще одним из способов в профилактике психоэмоционального напряжения у детей являются прогулки. Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. Прогулка поднимает  мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию. Прогулка на воздухе организуется 2 раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.                                                                                           Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг. Остановку дети должны делать самостоятельно. “Стой!” - произносит ребёнок и останавливается. И мы должны остановиться вместе с ним, независимо от того, предполагалось здесь остановиться или нет. А на этих остановках мы организуете с ребёнком игры (коммуникативно-лингвистические, развлекательные, оздоровительные) смотря по ситуации и местоположению. В связи с этим маршрут психотерапевтических прогулок необходимо заранее продумывать.                                                                                               По возвращению с прогулки можно спросить ребёнка, что ему понравилось больше всего и попробовать это нарисовать совместно с воспитателем.         Следующий способ профилактики - оздоровительные игры. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, нацеленность взрослого на создание у детей эмоционального подъёма – всё это создает у детей состояние особого психологического комфорта.                                                                                               Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдения за детьми во время проведения оздоровительных игр дадут достаточно информации о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от 1 до 2 мин. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторяться (только изредка), что бы детям было интересно. Существуют такие оздоровительные игры “Ходим как звери”, “Где же наши ручки?”, “Весёлый мячик” и многие другие.                                                                       Следующее средство для снятия нервного напряжения это организация режима жизнедеятельности детей. Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является психоэмоциональным напряжением.                                                      В нашем детском саду режим дня детей гибкий, то есть учитывающий возможные нестандартные ситуации: плохую погоду,  желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.                                                                 В заключение хочется сказать, что раз в дошкольном детстве закладывается фундамент психического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, то  педагогам и родителям в раннем детстве необходимо обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002.

2. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.,1994.

3. Запорожец А. В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

Здоровье ребенка превыше всего,                                                                                 Богатство земли не заменит его.                                                                                Здоровье не купишь, никто не продаст,                                                                              Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...

профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников....

Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...