Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»
методическая разработка на тему

Пристанскова Лариса Петровна

Консультация для воспитателей

 «Театрализованные игры

в жизни дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Театрализованные игры

в жизни дошкольников»

2018 год

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Она необходима для развития интеллекта, психических процессов и личности в целом. Участие в игре повышает умственную активность, совершенствует речевые навыки, стимулирует эмоциональную активность. Особая роль принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей психического развития детей все театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Например: «Семья», «Наш детский сад», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Времена года», «Из жизни животных, растений», «Труд людей», «Транспорт» и т. д.

При выборе игр нужно руководствоваться рекомендациями

программы,  индивидуальными особенностями ребенка.

Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, в развитии коллективизма, сопереживания. Особенно важны нравственные уроки, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Ведущая роль при разучивании игры конечно же принадлежит взрослому. Дети не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на данном этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Они стараются уловить, почувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу сюжета игры, разбору действия и поступков героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины.

Для проявления творческой активности детей воспитатель организует различные упражнения. Полезно использовать любые моменты внутри группы для упражнения детей в интонировании слов, дети учатся говорить радостно, грустно, удивленно, громко, тихо, быстро, медленно. Таким образом развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованных играх во время детских утренников, а также на  музыкальных занятиях используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется координация и вырабатывается чувство ритма.

При организации театральных игр можно использовать фланелеграф, картинки, иллюстрированный рассказ, сказку. Фланелеграф особенно хорошо используется для составления сезонных сказок. Например: на небе появляются сестрички-снежинки, они покрывают землю пушистым белым одеялом. Можно использовать настольный театр кукол, куклы би-ба-бо, с ними можно сыграть больше всего разных сценок. Например потешка или песенка производит на ребенка более сильное впечатление, если в руках взрослого яркая игрушка. Сконцентрировав на ней внимание, ребенок быстрее запомнит песенку.

Нужно как можно раньше включать в общение с ребенком театры: пальчиковый, теневой, картонный, резиновые и другие игрушки. Для всех видов кукольных театров способ управления один и тот же. Игрушка в руках «оживает» и начинает разговаривать с малышом во время чтения потешки, пения песенки, участия в сказке. Кукла в такт речи плавно покачивается. Если взрослый управляет одновременно двумя игрушками, то двигается та игрушка, которая говорит, а другая замирает и слушает, и наоборот.

Прежде чем показать какую-либо сказку, познакомьте ребенка с каждым героем сказки поочередно. Внесите игрушку, назовите ее, предложите ее малышу. Если это маленькие детки, то рассмотрите ее вместе с ними: где у зверюшки глазки, носик, ушки, хвостик, ротик. Дайте ребенку внимательно ее изучить и поиграть с ней. Только после этого можете несколько раз прочитать потешку, спеть песенку. Вся сказка в сопровождении песенок или русских народных мелодий показывается после того, как ребенок познакомится со всеми персонажами.

Постепенно репертуар обогащается. Периодически необходимо возвращаться к знакомым текстам. Обычно дети с радостью откликаются на знакомую сказку. Со временем от игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. У детей развивается творческая самостоятельность, они начинают чувствовать ответственность за успех игры. Взрослый остается активным ее участником, своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые нужно повторить и закрепить в детском сознании. Проводить и закреплять театральные игры надо два раза в неделю по времени в соответствии с возрастом детей.

Не все дети могут участвовать в инсценировках, сценках, на праздничных утренниках, некоторые дети робеют, теряются. Поэтому можно проводить так называемые «пятиминутки» с детьми, которые не могут выступить на утреннике, с ними разучиваются небольшие сценки, потешки, маленькие сказки. Их можно показать вечером родителям в группе. Не обязательно присутствие всех родителей, можно пригласить только тех, чьи дети задействованы в инсценировке.

Большое значение имеет также оформление театрализованных игр, обсуждение с детьми атрибутов, костюмов. Костюмы очень важны, они развивают воображение, помогают войти в образ. К оформлению игр необходимо привлекать родителей, которым доставит большое удовольствие проявление творческой фантазии при изготовлении костюмов для своих детей. Этот творческий процесс доставит удовольствие и детям и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в нравственном воспитании дошкольников».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Воспитатель: Гарипова А.И. Консультация...

Консультация для воспитателей "Подвижные игры в жизни дошкольника"

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возр...

Консультация для воспитателей "Роль игры в жизни дошкольников"

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Консультация для родителей «Значение игры в жизни дошкольника»

консультация для родителей на тему "Значение игры в жизни дошкольника"...

Консультация для родителей: "Развивающие игры в жизни дошкольников".

Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир.Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Важно как можно раньше начать формирование и р...

Консультация на тему "Роль игры в жизни дошкольников"

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....